|
Анкаре пора серьезно задуматься над своим поведением и что-то поменять в генеральной линии своего поведения. В ее нынешнем виде она, эта линия, вроде бы и приближает после громадных усилий к вожделенному членству в Евросоюзе, но окончательным решением турецкого вопроса в ЕС по определению не заканчивается.
В Брюсселе на двухдневный саммит собрались лидеры Евросоюза, чтобы применить советскую еще разработку – коллективный разум – в выработке единых принципов подхода к проблеме Турции, которая и сама утомилась толкаться в предбаннике, и европейцев утомила держать дверь открытой.
Впрочем, задача саммита была еще и в одобрении решения глав МИД 25-стран европейской организации частично заморозить переговорыо вступлении Турецкой республики в единую Европу. На пресс-конференции по итогам совещания председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сообщил собравшимся старым и новым европейцам о том, что "турецкий вопрос как таковой не обсуждался". Но "все главы государств и правительств поддержали это решение министров, предложенное Еврокомиссией". По словам канцлера Австрии Вольфганга Шюсселя, правительству Турции послано ясное предупреждение о необходимости выполнять обязательства перед ЕС.
Напомним краткую историю возникновения затяжного турецкого вопроса. Больше года идут переговоры о возможном 26 члене Союза европейских демократических республик и монархий с человеческим лицом. Стороны наработали 35 пунктов повестки дня. Тогдашний председатель ЕС премьер-министр Финляндии Матти Ванханен в ходе встречи с европейскими парламентариями напомнил, что "время заканчивается", и добавил, что решение по этому вопросу все равно принимать придется, каким бы неприятным оно ни оказалось.
Анкара обязана была в недельный срок обеспечить свободный доступ в свои гавани и аэропорты судам и самолетам из Республики Кипр. Ранее председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу пригрозил Турции серьезными последствиями в том случае, если это не будет сделано.
В последнее время как официальная Анкара, так и поддерживаемое ей марионеточное правительство Северного Кипра усиленно пытались противопоставить в вопросе вялотекущего кипрского урегулирования ООН и Европейский союз. Так, премьер-министр "Турецкой Республики Северный Кипр" Мехмет Али Талат полагает, что Евросоюз самочинно взял на себя прерогативы ООН и собирается наложить на Турцию несправедливые санкции. "Разумное решение может быть найдено только через ООН, – заявил Талат журналистам. – Мы призываем прекратить политику изоляции по отношению к туркам-киприотам, не требуя от них взамен никаких уступок грекам-киприотам".
И вот Еврокомиссия порекомендовала Совету министров ЕС приостановить по восьми из них затянувшиеся обсуждения. Причем, особо подчеркивалось, вопросы чисто технические, ничего в них глобального нет. Все они, так или иначе, связаны с выполнением официальной Анкарой взятых на себя перед Евросоюзом обязательств по Кипру: обеспечением свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, развитием рыболовства, сельского хозяйства, приведением к общему знаменателю систем транспорта, таможни и торговли.
Турецкие власти продолжают настаивать на признании мировым сообществом Северного Кипра как независимого государства. Только на этих условиях турки выразили готовность открыть киприотам свои морские и воздушные порты. Итоговый документ саммита просочился в прессу. Да из него и не делали особенных тайн. В нем говорится о "поддержании и углублении внутреннего единства ЕС наряду с продолжением процесса расширения". Ангела Меркель, канцлер страны-председателя ЕС в первом полугодии 2007 г., призвала коллег по ЕС более жестко разговаривать с претендентами и спрашивать с них "!кандидатский минимум". "Я бы сказала, что это не угроза, но по крайней мере стимул для стран, которые ходят присоединиться", -- подчеркнула Меркель.
Газета "Время новостей" отмечает в своем комментарии, что как раз тяжелее всего будет исполнить принцип укрепления единства с одновременным расширением. В 2005 г. во Франции и Нидерландах провалился проект Евроконституции, наблюдатели отмечают заметное охлаждение к союзным институтам, помимо голландцев и французов, в Великобритании, Польше, Чехии.
Европа все настороженней и с известной долей скепсиса относится к принятию в ЕС новых членов. Париж, например, предложил уже в 2007 г. провести "всеобъемлющее исследование о том, как масштабное расширение 2004 года повлияло на базовые цели ЕС". Франция уверена в том, что без прогнозирования финасово-экономических, политических и административных последствий вступления каждого из семи нынешних кандидатов просто невозможно. Напомним их: Хорватия, Македония, Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Сербия и Турция.
Неприятная информация для сторонников евроинтеграции в Грузии и на Украине. Эти страны не упоминаются даже как неофициальные кандидаты.