Иванова вывели из зоны риска

Читать в полной версии →
Вчерашние кадровые перестановки лишь отчасти сместили акценты влияния в высшем эшелоне власти и совсем не добавили ясности в главный политический вопрос этого года – кто станет преемником Путина




Вчерашние кадровые перестановки в российском руководстве лишь отчасти сместили акценты влияния в высшем эшелоне власти и совсем не добавили ясности в главный политический вопрос этого года – кто станет преемником Путина на посту президента страны. Эксперты весьма осторожно комментируют произошедшее, боясь назвать политической многоходовкой всего лишь "операцию прикрытия". Но, если стратегические цели кадровой политики президента все еще покрыты завесой тайны, тактические задачи просматриваются достаточно четко.

На нынешнем этапе карьеры Сергея Иванова его уход с поста министра обороны следует рассматривать как факт гораздо более знаменательный, чем назначение на должность первого вице-премьера. Стало ясно, что неофициальный "тендер" с участием потенциальных преемников – Дмитрия Медведева и Сергея Иванова – проходит в неравных условиях. В то время как Медведев продвигал (а в большей степени презентовал на местах) нацпроекты – иными словами, набирал очки, Иванов не успевал уворачиваться от постоянных обвинений в своей адрес насчет состояния Вооруженных сил, в которых редкий день обходится без самоубийств, издевательств над солдатами, дезертирств и прочего. В какой-то момент даже видавшим виды политологам показалось, что министра обороны и вправду "сдали" – столь непрезентабельно освещалось его ведомство в СМИ, столь незавидной казалась отведенная ему Верховным главнокомандующим роль.

Вчерашние события показали, что эти потери рано называть невосполнимыми. В стремлении сохранить паритет между людьми, представляемых обществу как подозрительно похожих на кандидатов в преемники, Иванова вывели из зоны риска, которой все последние годы оставалось Минобороны. Впереди – год работы на высоком (хотя, как и у Медведева, столь же неясном по зоне ответственности) посту первого вице-премьера, отвечающего за ВПК и "гражданский сектор". Этого времени вполне достаточно для того, чтобы избиратель забыл об эффективности – или неэффективности – кандидата в президенты на его предыдущем месте работы.

Однако, невзирая на формальное усиление, Иванов по-прежнему будет проигрывать Медведеву в "медийности". Поле деятельности последнего – сферы, затрагивающие практически каждого россиянина: жилье, образование, медицина. В ведении же Иванова оказывается сегмент, хотя и не менее важный для страны в целом, но менее "осязаемый". Потому информационные поводы, которыми в нашей стране обычно и прирастают рейтинги политиков, у него и впредь будут смотреться более рукотворными, нежели у его спарринг-партнера.

Кроме того, назначение на должность вице-премьера руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина – также не совсем комфортный для Иванова шаг президента. Нарышкин, в прошлом кадровый разведчик, работавший с Путиным еще в петербургской мэрии, одно время возглавлял комиссию по проведению административной реформы, и, по слухам, в тот период у него сложились непростые отношения с аппаратом Сергея Иванова. Представляется, что в сегодняшнем раскладе Нарышкин будет блюсти интересы и президента, и главы правительства Михаила Фрадкова – этакий вездесущий модератор. Однако союзником Иванова он вряд ли станет.

Перемещение Иванова вверх по служебной лестнице и, тем более, замещение его главой Федеральной налоговой службы Анатолием Сердюковым имеет еще один аспект. Приход в Минобороны Сердюкова, знающего об армии только по своей срочной службе в Вооруженных силах СССР, станет доказательством полной подотчетности военных политическому руководству страны. Это знак и Западу, и тем критикам внутри России, которые при любых обстоятельствах заводят разговор о влиянии "силовиков", неподконтрольности генералитета и т.п. Сергей Иванов, правда, тоже считался гражданским министром. Однако таковым на самом деле не воспринимался хотя бы потому, что по своей прошлой работе был связан со Службой внешней разведки – организацией вполне "силовой". В этом плане ФНС выглядит гораздо более мирным ведомством.

При этом остается открытым вопрос, насколько уместным окажется назначение Сердюкова на новую должность, учитывая его небогатый опыт в военном деле. Судя по словам Путина, главная миссия нового главы ведомства – рачительное освоение тех значительных средств, которые государство готово вложить в армию в ближайшие годы. Если это действительно так, то Минобороны ждет серьезное реформирование – очевидно, что прикладными вопросами армейской жизни и разработкой стратегии безопасности страны придется заниматься другим людям.

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей