Касьянов ничего не говорит о миллионах

Читать в полной версии →
Вместо ответов на вопросы о пропавших миллионах Михаил Касьянов переводит разговор на "руку Кремля", а тем временем дело о покупке экс-премьером дачи снова рискует стать одной из главных новостей




Как известно, в начале текущей недели бывший премьер Михаил Касьянов был вызван в Генпрокуратуру для допроса по вновь поднятому "делу Вавилова". За все 40 мин. допроса Касьянов практически проигнорировал все заданные следователями вопросы. Зато до конца дня охотно делился с журналистами очевидной политической и "антикасьяновской" подоплекой дела.

Небезызвестное "дело Вавилова" о хищении в 1997 г. из госбюджета $231 млн имеет, несмотря на заявления экс-премьера, прямое отношение к его политической карьере. Речь идет о подписании Касьяновым в 1999 г. нескольких документов: о признании ВПК МАПО долга на указанную сумму (первоначально оформлена как кредит), и об отмене штрафных санкций за просрочку по уплате долга. По версии прокуратуры, подпись Касьянова, бывшего в то время первым замминистра финансов, сыграла не последнюю роль в сокрытии следов преступления.

Мотивы, побудившие г-на Касьянова подписать восемь лет назад бумагу о передаче ответственности за выделенные государством миллионы юридическому лицу МАПО МиГ, остались загадкой и после допроса. Впрочем, по словам следователя, допросом это назвать никак не представляется возможным: привлеченный для дачи показаний оппозиционер Касьянов в течение 40 мин. говорил не по делу, а о политике, не сообщив следователям никакой полезной информации.

Истинными причинами допроса экс-премьер сразу же назвал политическую провокацию, направленную лично против него как кандидата в президентское кресло. "Это политическое давление на общественное мнение, попытка породить в обществе ощущение, что кто-то в чем-то виноват, что дыма без огня не бывает", – заявил Касьянов.

Что же происходит за дверьми прокуратуры? Как сообщил генпрокурор Юрий Чайка, привлечение Касьянова к следствию в качестве свидетеля имеет под собой объективные основания и ни в коем случае не затрагивает вопроса о причастности политика к самому преступлению. Главным подозреваемым по этому расследованию прокуроры теперь считают бывшего замминистра финансов и владельца "Северной нефти", а ныне члена Совета Федерации Андрея Вавилова, которого Генпрокуратура сейчас пытается лишить сенаторского кресла.

Иными словами, из оппозиционера Касьянова Генпрокуратура совсем не намерена делать мальчика для битья. Напротив: прокурорские в кои-то веки попытались получить разъяснения от профессионала, который в силу своего прежнего служебного положения вполне смог бы пролить свет на это темное дело, концы которого долгое время и при разных премьерах так и не нашлись. Проблема в том, что дело по "МиГам" юридически не слишком перспективное, доказать вину будет сложно, считает журналист Михаил Леонтьев. Но, похоже, Касьянов с саморекламой не дружит: в данной ситуации его разъяснения следователям очень помогли бы тем, кто отказывается считать экс-премьера участником коррупционных скандалов, признает за ним профессионализм экономиста и грамотность госслужащего высшего звена. Но этого не случилось: Касьянов предпочел отмолчаться по делу, которое даже не склонная к деликатности Генпрокуратура и не думает связывать напрямую с ним.

По мнению заместителя директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, разговор о политической антикасьяновской провокации даже в контексте предстоящих выборов вряд ли может иметь серьезные основания. "Сегодня Касьянов с его крайне низким рейтингом большой проблемы для власти не представляет", - заявил эксперт. С этим мнением трудно не согласиться: уйдя в оппозицию, Касьянов заметно сдал позиции, а сторонников возглавляемого им НДС можно пересчитать по пальцам. Шансы на взятие сколь-нибудь существенной высоты в "гонке 2007-2008" у Касьянова равны практически нулю, так что попытки разглядеть за следственным мероприятием устранение конкурента на предстоящих выборах кажутся натянутыми.

Впрочем, на этот счет существуют и иные мнения. Некоторые наблюдатели уже нашли общее между "делом Касьянова" (которого нет в природе) и "делом Ходорковского". Аналогии выбираются самые неожиданные: кроме традиционного "произвола правящей верхушки", это, к примеру, …одно и то же место проведения допроса, которое выбрано следователями в обоих судебных процессах. Ой, неспроста – они ж там в прокуратуре все четко по инструкции делают, по "сеньке" и камера...

Возможно, новые результаты следствия сдвинут это непростое дело с мертвой точки. Только глупо выйдет, если такая подвижка случится без ответов Михаила Касьянова. Так что у него еще есть время скорректировать свою позицию по отношению к вопросам прокуроров, тем более что вопросы продолжают множиться. Речь идет о знаменитом "дачном деле", в котором содержится попытка доказать, что экс-премьер незаконно приобрел дачу "Сосновка-1". Росимущество пытается взыскать с Касьянова более 46 млн руб. как "действительную стоимость утраченного имущества" и еще более 60 млн за использование этой самой дачи. Около месяца назад суд приостановил рассмотрение иска, однако сейчас суд высшей инстанции это решение отменил. Таким образом, дело о приобретении недвижимости снова рискует стать одной из главных новостей.

Выбор читателей