ФОТО: AP |
"Решение, которое требовало бы реализации картельного соглашения, не принято", - подвел Христенко итоги форума. По его словам, "глобальный газовый рынок сформируется не ранее, чем через 15 - 20 лет", и до тех пор "создание подобной ОПЕК организации государств-экспортеров газа немыслимо".
От идеи создания газового картеля в ходе форума неожиданно открестились ее главные инициаторы. Как заявил катарский министр энергетики Абдалла аль-Атыйя, вопрос о создании картеля не входит в повестку дня встречи: "мы собрались здесь для обсуждения наших интересов", и первым делом необходимо "наладить эффективное сотрудничество для стабилизации рынка и повысить уровень доверия со стороны потребителей". Не менее дружелюбно по отношению к потребителям газа оказался настроен и министр нефти Ирана (автора идеи "газовой ОПЕК") Казем Вазери Хамане: "Дискуссии о создании газового альянса не будет. Мы обменяемся мнениями по техническим проблемам и обсудим ситуацию на мировом рынке голубого топлива".
Миролюбие газовых магнатов, проявленное в ходе катарского форума, выглядит довольно странно, ибо до начала встречи их риторика была совершенно иной. Тот же Хамане говорил, что создание "газовой ОПЕК" будет выгодным и полезным, хотя и потребует определенного времени для воплощения. "Все возможно, – вторил ему катарский министр энергетики журналистам. – Мы должны сначала встретиться, выслушать другие мнения, так как единого мнения пока не существует. Но все возможно".
Создание группы высокого уровня, которая должна будет заниматься ценообразованием, - слабое утешение для тех, кто хотел появления настоящего картеля, способного монополизировать мировой рынок газа. Озвученные Христенко сроки - от 15 до 20 лет - оставляют мало надежд тем, кто хотел бы лицезреть картель в действии уже в ближайшем будущем. К ним, прежде всего, можно отнести представителей южноамериканских газодобывающих стран. Так, некий прообраз "газовой ОПЕК" создан правительствами Аргентины, Боливии и Венесуэлы. Организация газового картеля в мировых масштабах значительно укрепило бы позиции первопроходцев, однако теперь это уже вряд ли возможно.
Что же удержало мировых лидеров газового экспорта от крайнего проявления дружбы против развитых стран–потребителей газа? С одной стороны, это специфические особенности мирового газового рынка, делающие практически невозможной унификацию ценообразования. Этим, кстати, во многом объясняется и абсолютная неэффективность самого Форума мировых экспортеров газа, напоминающего скорее клуб по интересам, нежели международную экономическую организацию. Созданная на вчерашней встрече "группа высокого уровня", возможно, добавит конкретики и слаженности в действия участников форума, но вряд ли этого будет достаточно для принятия совместных решений по вопросам экспорта газа. Вторая и, пожалуй, главная причина - это политика. Излучая решимость сплотиться в противостоянии странам-потребителям поодиночке, собравшись вместе экспортеры, газа продемонстрировали нежелание реально объединяться под знаменами этой идеи. Никому из главных участников форума (включая Россию), по большому счету, не захотелось портить отношения с США и Евросоюзом.
Оно, наверное, и к лучшему. Глобальное противостояние между поставщиками и потребителями энергоресурсов никогда не добавляло миру стабильности, и вряд ли добавило бы на этот раз. Сейчас с достаточной уверенностью можно сказать, что в ходе вчерашнего форума идея "газовой ОПЕК" была канализирована в сторону создания не картеля, а некоего абстрактного образования, мало способного влиять на глобальные рынки. Не ясно, как долго сохранится данный статус-кво, но пока все говорит за то, что идея газового картеля отложена до лучших времен. В следующий раз, согласно принятому вчера решению, министры стран-экспортеров газа соберутся в Москве в 2008 году.