Польша атакует по всем фронтам

Читать в полной версии →
Опыт поведения в духе "а Баба-яга против!" у Польши уже есть, и, похоже, братья Качиньские намерены давить на принцип до победного конца. Угрозы не пустить Россию в ВТО Варшаве показалось мало




Страсти в торговой войне между Польшей и Россией накаляются, и в ход идут все силы и средства. По крайней мере, так обстоит дело с польской стороны. И все из-за пресловутого российского запрета на поставки некачественного мяса из Польши. Экономическая цена этого вопроса невелика, но он стал делом чести для поляков. Сначала Варшава заблокировала переговоры по стратегическому договору между Россией и ЕС, фактически сорвав тем самым уже два российско-европейских саммита. Теперь она намерена открыть против России новый фронт. В конце мая Лех Качиньский неожиданно заявил, что проблема польского мяса может привести к тому, что ЕС заблокирует вступление России в ВТО. С чего президент Польши стал говорить от имени всего Евросоюза - не понятно. Да и реальность этой угрозы довольно сомнительна. Теоретически страна-член ЕС может потребовать от Брюсселя "вскрыть" пакет договоренностей с Россией по ВТО от 2004 г. или же воспрепятствовать подписанию Евросоюзом итогового документа многосторонних переговоров с РФ. Но добиться этого Варшаве будет ой как нелегко, учитывая недовольство ее поведением, застопорившим переговоры по стратегическому соглашению. Тем не менее, опыт поведения в духе "а Баба-яга против!" у Польши уже есть, и, похоже, братья Качиньские намерены давить на принцип до победного конца. Война так война.

Угрозы не пустить Россию в ВТО показалось мало; Варшава грозится также сорвать строительство российско-германского газопровода "Северный поток". Устами бывшего министра обороны Радека Сикорского она призывает Евросоюз "проявить солидарность" и вообще отказаться от этого гнусного проекта. Поляков не смущает тот факт, что он включен в энергетическую стратегию Евросоюза и рассматривается в Брюсселе (не говоря уже про Берлин) как важный фактор обеспечения энергобезопасности ЕС. Кроме политических воззваний в арсенале Польши уже обкатанные экологические доводы: газопровод нарушит хрупкую экосистему Балтики и потревожит затопленные там после Второй мировой войны химические боеприпасы. Вряд ли полякам удастся "торпедировать" этот проект, но в союзе с прибалтами и, возможно, шведами они попортят российским и немецким газовикам немало крови. В последних числах мая премьер-министры Польши и Швеции Ярослав Качиньский и Фредрик Райнфельдт в ходе своей встречи заявили, что в вопросах, связанных со строительством газопровода по дну Балтийского моря, "Варшава и Стокгольм будут тесно сотрудничать". То есть противодействовать этому строительству. "Если говорить о возможности юридического сопротивления строительству Северного газопровода, то здесь наши возможности ограничены. Однако мы согласились, что это, прежде всего, проблема экологического характера", - заявил Ярослав Качиньский. По его словам, "пока не ясно, возможно ли вообще строительство газопровода по дну Балтики".

Кроме того, Польша искусственно обостряет и без того острый вопрос о размещении на своей территории элементов американской системы ПРО. Прямо хоть за свой счет готова построить эти объекты - в пику протестам России и несмотря на неоднозначное отношение ЕС к этой американской инициативе. Польша ратует также за принятие в Евросоюз Украины, хотя Брюссель и ведущие страны-члены четко дали понять, что нового расширения ЕС в обозримом будущем не будет. Выступая на состоявшейся на днях конференции председателей парламентов стран-членов ЕС в Братиславе спикер польского сейма Людвик Дорн высказался на немедленное начало переговоров о вступлении Украины в Европейский союз.

Не оставила Польша и свою замечательную идею создания "энергетического НАТО" - альянса по преодолению зависимости от российских энергоносителей. Правда, и на этом фронте успехов мало: Евросоюз в свое время наотрез отказался рассматривать польскую инициативу. А на состоявшийся в Польше в мае саммит единомышленников по этой части не приехал Нурсултан Назарбаев - ключевая фигура, способная "вдохнуть" в "энергоНАТО" жизнь (то есть, нефть и газ). Он в это время как раз обсуждал с российским и туркменским лидерами строительство Прикаспийского газопровода, который должен пройти по территории РФ. Таким образом "энергетическая фронда" Польши, Литвы, Грузии и иже с ними по-прежнему остается без энергоносителей.

Польский нефтегазовый концерн PKN Orlen совершил две чрезвычайно удачные покупки, которые непременно сделают Польшу независимой от российских энергопоставок. Миллиарды долларов были вложены в Мажейкяйский нефтеперерабатывающий комплекс в Литве, отключенный от российской нефтяной трубы (эта старая ветка нефтепровода "Дружба" действительно нуждается в серьезном ремонте, и глава "Транснефти" Семен Вайншток признается, что еще не известно, заработает ли она когда-нибудь вновь). Другим многомиллиардным приобретением стала часть газового месторождения, принадлежащего Норвегии. Правда, его еще только предстоит разработать, да и сколько там содержится газа, толком никто не знает. Кроме того, предстоит придумать, как этот газ доставить в Польшу. Возможно, придется строить газопровод, опять же, по дну Балтики. PKN Orlen предпринимает также лихорадочные усилия по приобретению нефтегазовых активов в Казахстане и Азербайджане. Но на этих фронтах Россия чувствует себя вполне уверенно, и все "вылазки" поляков с треском проваливаются...

Удивительнее всего то, что все эти усилия предпринимает страна, не испытывающая – благодаря российским трубам – ни малейшей нехватки в нефти и газе и участвующая в их транзите в Западную Европу. Объемы поставок энергоносителей из России могут быть при необходимости даже существенно увеличены. Но, конечно, может случиться и другое. На войне как на войне, и польская ветка "Дружбы" в один прекрасный день может выйти из строя - так же, как некогда литовская. И Польша останется без половины потребляемой ею нефти. Однако произойдет это исключительно по вине самой Польши, накалившей обстановку в двусторонних отношениях. Так где же логика в ее поведении?

А логика во всей этой, с позволения сказать, внешней политике усматривается только одна: как можно сильнее насолить России и возвести стену между нею и Европой. Любой ценой. Первая часть этой задачи продиктована историческими счетами и претензиями Речи Посполитой к России. А вторая, очевидно, была поставлена заокеанскими патронами нынешней политической элиты Польши - с тем, чтобы путем возведения нового "санитарного кордона" не позволить западноевропейской экономике очень уж сблизиться с российскими ресурсами. Пусть Россия и Европа и дальше не понимают друг друга, ругаются и отчуждаются. И не беда, что именно Польша окажется в этом случае между молотом и наковальней...

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей