|
Через год после этого правительство КНДР согласилось сотрудничать с Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ) и допустить его сотрудников на свою территорию. Но эти договоры не соблюдались строго, и, как показали последующие инспекции, Северная Корея продолжала добычу плутония, который используется при производстве боевых зарядов.
В 2003 г. КНДР вышла из ДНЯО, так как Штаты не выполнили своей части договора, по условиям которого закрытие атомного реактора в Йонбене было возможно только в обмен на строительство Америкой двух реакторов на легкой воде на территории Северной Кореи. Работы должны были завершиться к 2003 г., но к тому времени готов был только фундамент. В результате реактор продолжал работать, отношения между США и КНДР ухудшились.
В феврале этого года в ходе шестисторонних переговоров, в которых принимали участие КНДР, Китай, Россия, Южная Корея, Япония и США, был разработан двухэтапный план по остановке деятельности Северной Кореи в области ядерной энергетики. На первом этапе правительство обязалось закрыть реактор в Йонбене в течение 60 дней, но этого не произошло, потому что Америка заморозила северокорейские счета на сумму $25 млн в ходе борьбы с отмыванием денег. Переговоры зашли в тупик: Корея отказалась делать какие-либо шаги навстречу МАГАТЭ до тех пор, пока США не разморозит счета. В конце июня средства с заблокированных счетов были переведены в КНДР и возвращены их владельцам.
Таким образом, условия февральского двухэтапного плана снова вступили в силу. Уже на прошлой неделе в северокорейский порт Сонбон пришли первые судна с мазутом из Южной Кореи, в обмен на который и был закрыт атомный реактор. Эту информацию подтвердил глава МАГАТЭ. Сотрудники агентства прибыли в КНДР 14 июля - впервые с 2002 г., когда их выслали из страны из-за срыва сроков строительства легководных реакторов.