Турбулентность не устояла перед наукой

Читать в полной версии →
Американские математики разработали новую революционную систему обнаружения зон турбулентности. Теперь пилотам летать станет спокойнее, а пассажирам - комфортнее и безопаснее




Значение физического термина "турбулентность" известно любому авиапассажиру. С точки зрения науки, это вихри, возникающие в атмосфере при встрече разных воздушных потоков. По мнению же человека, купившего билет и севшего в самолет, это не что иное, как периодическая необходимость по нескольку раз за время перелета пристегиваться к креслу и терпеть тряску. Но отчаиваться не стоит: поможет новая технология, изобретенная в США.

Американские математики и инженеры создали революционную систему, которая позволит пилотам заранее узнавать об опасных зонах и избегать их. В основу ее положен алгоритм обнаружения зон турбулентности с помощью радаров последнего поколения NEXRAD. Система проводит мониторинг зон повышенной облачности на всем пути следования самолета, делает снимки с высоким разрешением, а потом анализирует полученные данные в реальном времени. Ученые запрограммировали свое детище так, чтобы оно могло отличать атмосферные завихрения от, например, туч крылатых насекомых.

Технология пока еще находится на стадии тестирования, но отзывы о ней от специалистов уже поступают восторженные. В качестве подопытной авиакомпании была выбрана американская United Airlines. Опытный пилот Роки Стоун поделился своими впечатлениями от новинки: "Данные, поступающие теперь ко мне в кабину, позволяют точно увидеть, где находятся зоны турбулентности и насколько она там сильна. Это уникальный прибор, очень помогающий пилоту в его работе". Летчик выразил уверенность, что уже к 2011 г. такими системами будут оснащены все самолеты американских авиалиний.

Только в США турбулентность за десять лет стала причиной свыше 500 воздушных аварий, стоивших жизни более чем 251 человеку. Новая система позволит значительно снизить риск. К тому же она поможет экономить время и горючее, так как теперь пилоты будут точно знать границы опасных зон и смогут огибать их по кратчайшей траектории.

Думается, что внедрения новинки ждут во всем мире. В том числе и в нашей стране, которая по количеству авиакатастроф занимает одно из первых мест в мире. Например, в качестве одной из возможных причин крушения российского лайнера Ту-154 под Донецком 22 августа 2006 г. называли именно турбулентность. Правда, анализ показал, что основная вина все же лежит на пилотах, не справившихся с управлением крылатой машиной.

Майя ГЛУМОВА |
Выбор читателей