Суд наказал потребительских эстремистов

Читать в полной версии →
Россиянка Наталья Кашуба стала знаменитостью, выиграв иск против компании Coca-Cola. Девушка заработала себе изжогу, выпивая каждый день по два-три литра напитка. Сумма компенсации составила всего восемь тысяч рублей




Химкинский городской суд вчера превратил в знаменитость Наталью Кашубу. Она выиграла иск против мирового гиганта - компании Coca-Cola. И хотя суд отказал ей в том, чтобы на упаковке продукции отныне указывалась информация о противопоказаниях для лиц с определенными медицинскими диагнозами, в то же время он постановил взыскать в ее пользу 8102 руб. за лечение неэррозивной рефлюксной болезни (изжоги).

На суде Кашуба честно призналась, что на протяжении нескольких лет она выпивала по 2-3 литра колы в день. При этом никаких других вредных продуктов не употребляла. Когда женщина занемогла, ей пришлось обратиться в больницу, где и был поставлен диагноз - хроническая изжога. С этой справкой Наталья отправилась в суд. В первый раз - а это было в прошлом году - Фемида решила, что справедливым будет, если за лечение заплатит компания, но моральный вред истице, который она оценила в 3 млн рублей, решила не возмещать. Такое решение суда и спровоцировало второй иск.   Нужно ли говорить о том, что восемь тысяч рублей - это совсем не та цель, которую преследовала Кашуба и помогавшая ей в этом деле малоизвестная организация Федерация правовой помощи потребителям. Поэтому Наталья подает иск, в котором настаивает на том, чтобы компания отныне ставила на этикетке надпись о вреде, который наносит напиток здоровью.   На самом деле, потребительский экстремизм (или потребительский терроризм, как его еще называют) - явление новое только для России. Во всем мире права потребителей уже давно защищены законами, а сами они давно научились не только пользоваться своими правами, но зачастую и злоупотреблять ими. Однако на Западе эту проблему научились успешно решать, и от таких потребителей законами защищают уже производителей.

Отличить потребительский экстремизм от защиты прав потребителя довольно просто, гораздо труднее - доказать. Одно дело, когда человек действительно пострадал (впрочем, в таких случаях, как правило, публичные компании спокойно возмещают все издержки в порядке заключения мировых соглашений), и совсем другое, когда потребитель спекулирует своими правами и пытается использовать законодательные дыры, чтобы заработать или извлечь какую-либо выгоду для себя лично. Часто единственным, правда косвенным с юридической точки зрения, критерием является заявленная истцом сумма компенсации: просит ли человек возместить стоимость лечения, или же он так сильно пострадал морально, что меньше чем за миллион долларов от своего не отступится .

Иван ТРЕГУБОВ |
Выбор читателей