|
"Yтро": Откровения и арест экс-министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили называют началом гражданской войны в Грузии. Как будут в дальнейшем развиваться события?
Александр Чачия: Окруашвили в течение последних месяцев устами своих соратников угрожающе предупреждал, что примет самостоятельное участие в политической жизни Грузии, что располагает обширным компроматом на нынешнюю власть. Это, безусловно, вызвало интерес в обществе и настороженность руководства государства. Власть приняла меры по устранению из руководящих структур лиц, назначенных в свое время на высокие посты по рекомендации Окруашвили, а затем и самого Окруашвили.
Это оказалось нетрудным делом, потому что, разрушив коррупционную систему Шеварднадзе, новая властная элита создала собственную узкокорпоративную, но не менее масштабную систему. Ничего удивительного, если учесть, что министрами и губернаторами стали 25-летние мальчишки, которые недавно просили у родителей деньги на сигареты. Теперь они получили колоссальные возможности для обогащения. Арест друзей и самого Окруашвили показал, что власть решила покопаться в его прошлых делах. Тем более что слухи о крупных хищениях в Минобороны, когда его возглавлял Окруашвили, муссируются давно. Это подвигло его на резкое разоблачительное выступление и создание собственной политической партии. Окруашвили хотел перейти в ранг политических деятелей и, более того, в лидеры оппозиции. Резонанс выступления очень широкий, и понятно: большинство населения очень недовольно этой властью.
Но на основании имеющихся у прокуратуры данных Окруашвили арестован. В противном случае он продолжил бы политическую деятельность при поддержке США. Он и раньше поддерживал тесные контакты с американскими военными, а сейчас выступал по телеканалу "Имеди", который принадлежит Бадри Патаркацишвили и Руперту Мэрдоку. Его основным обвинением стало то, что Саакашвили поручил ему убийство именно Патаркацишвили. Возможно, при помощи Окруашвили пытаются реализовать тот же сценарий, по которому свергали Шеварднадзе, ибо в президентских выборах Окруашвили (даже если у него будет поддержка населения, что очень сомнительно) участвовать не может по возрасту. А вот переворот по известной американской схеме и перенос выборов на несколько месяцев вперед вполне осуществимы. После "революции роз" Грузия под всеобъемлющим контролем США обрекает себя на перманентную революцию, потому что те ориентиры и ценности, которые навязывают обществу проамериканские режимы, для населения Грузии неприемлемы.
"Y": Интересный момент - в своем выступлении Окруашвили называет Саакашвили "противником православия"...
А.Ч.: Это знаковая фраза, как и все, что упомянул Окруашвили. Все очень актуально и все отвечает настроениям в обществе. Но дело в том, что абсолютно то же самое делал в свое время и Саакашвили в своих выступлениях против Шеварднадзе. В Грузии очень болезненно воспринимается функция страны как транспортного коридора без собственной экономики, науки и техники, с системой образования, которую навязывают американцы, с игнорированием православных и традиционных духовных ценностей грузинского народа. Это и вступление в НАТО, и конфронтация с Россией, что также неприемлемо. Но как раз о последних моментах Окруашвили ничего не сказал. Так что если кто-то в России считает, что смена Саакашвили на Окруашвили изменит позицию нового руководства в отношении РФ, это неправильно. В определении внешней политики и Саакашвили, и Окруашвили, и кто-либо другой, кто может в результате этой перманентной революции прийти к власти, едины. За прошедшие 15 лет США удалось создать в Грузии глубоко эшелонированную политическую оппозицию, которая готова под разными лозунгами, касающимися внутренних проблем, менять друг друга.
"Y": Один из мэтров, спикер парламента Южной Осетии Знаур Гассиев, считает, что в Грузии после смерти Жвании не осталось вменяемых политиков. Вы согласны?
А.Ч.: Все солидные политические силы Грузии финансируются США, политическая и общественная элита сформирована посредством создания сети НПО, куда вовлекается более-менее способная молодежь. После трансформации мировоззрения в нужном направлении она является источником пополнения властных структур. Поэтому ничего удивительного в этом быть не может. Россия в политических процессах Грузии не участвует. Как видно, ей это не интересно. В самой Грузии у тех реально мыслящих людей, которые знают и понимают чаяния и стремления грузинского населения, нет ресурсов для трансляции своих политических взглядов в широкие массы. Для этого нужны средства. Грузия - маленькая и бедная страна. Здесь могут иметь средства для широкой политической деятельности только лишь властные структуры и те оппозиционные силы, которые подпитываются извне. Других источников финансирования политической деятельности в Грузии быть не может, что прекрасно поняли американцы, работающие в этом направлении 15 лет.
То, что население не воспринимает ценности, навязываемые в Грузии марионетками США, приводит к широкому недовольству в массах. И тогда выдвигают нового, якобы оппозиционного лидера, который будет "лучше". Два - три года уходят на естественные ожидания населения, а затем наступает разочарование, и... готовится новая смена. На три - четыре смены власти у них уже есть резерв.
"Y": Считаете, что в грузинском обществе терпение при такой смене лидеров неиссякаемо?
А.Ч.: Нужно обратить внимание на кукловодов и понять, что разница между политиками состоит не в том, сколько каждый из них обещает поднять пенсии и зарплаты в предвыборных кампаниях, а во внешнеполитической ориентации, в каком цивилизационном пространстве предполагается развитие Грузии. Нужно понять, насколько самостоятелен и национален той или иной лидер, нужна активная деятельность политических структур, НПО, которых в Грузии с таким мировоззрением, к сожалению, не существует. Если нельзя транслировать свои идеи, если нет средств на информационную поддержку, то партия или группа людей, конечно, обречены.
"Y": У Саакавшили невелик выбор - репрессии против Окруашвили, возвращение Абхазии и Южной Осетии силой, то есть война?
А.Ч.: На силовое решение конфликтов Саакашвили не идет, потому что пока не имеет на это поддержки США. Этот вариант возможен в том случае, если США решат создать проблемы России, вовлекая ее в новый кавказский конфликт. Тогда "грузинская карта" может сыграть свою роль. Думаю, что со временем американцы придут к этому по мере того, как будут увязать в Ираке, Афганистане, как тронут Иран и так далее. Если на этом фоне Россия будет спокойно и уверенно шагать вперед и крепнуть, то новый очаг напряженности у ее границ будет создан. Тогда Россия будет вынуждена реагировать, что означает возникновение проблем на юге. Но пока этот момент не наступил.
В прошлом году российские политики и политологи были уверены, что со дня на день начнутся военные действия в Южной Осетии. Но боевые действия тогда начаться не могли, потому что это не устраивало американцев. Окруашвили убрали с поста министра обороны потому, что он не вписывался в политику США в отношении России. Сейчас многое зависит от ситуации с Косовом. Возможно, в начале следующего года США в одностороннем порядке признают Косово, а эти территории (Южная Осетия и Абхазия) держатся в качестве разменной монеты. Это реальность. Факт признания Косова станет шагом на пути одностороннего признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Боле того, думаю, что такого рода джентльменское соглашение между российским и американским руководством достигнуто.
"Y": К чему приведет размещение системы ПРО США в Грузии? Как на ней отразится ответная реакция России?
А.Ч.: Расположение элементов ПРО США в Грузии сделает ее стратегическим противником России. Вот в чем преступность политики, направленной на интеграцию Грузии в структуры НАТО. Своими руками руководство Грузии превращает страну в цель для возможных военных действий, в полигон противостояния крупных государств. Спасти Грузию может только нейтралитет, сторонников которого в стране сейчас много.
"Y": Провокации на грузино-абхазской границе показали, что существует угроза проведению Зимней Олимпиады-2014. Насколько она реальна?
А.Ч.: В Грузии раздаются голоса, что, дескать, "мы не дадим провести Олимпиаду". Считаю эту позицию абсолютно глупой, потому что до Олимпиады еще семь лет, а вопрос признания Косова и последующих за этим шагов России по признанию Абхазии и Южной Осетии будет решен в течение ближайших года - двух. Если это произойдет, между Абхазией и Грузией будет установлен плотный кордон, который никому не позволит предпринимать каких-либо действий. Так что здесь больше фантазии.
"Y": В Грузии все большую роль играет глава МВД Мерабишвили. Его по праву сравнивают по могуществу с Берией?
А.Ч.: С Берией Мерабишвили сравнивать нельзя. Берия был крупнейшим государственным деятелем, возглавлявшим госбезопасность с 1939 по 1945 г. И к массовым репрессиям 1937 - 1938 гг. он отношения не имел, а с 1945 г. занимался исключительно промышленностью и развитием ядерного потенциала СССР.
Насколько корректно его сравнение с Мерабишвили? Известно, что у Окруашвили и Мерабишвили тяжелые личные отношения. Видимо, Саакашвили счел американскую поддержку Окруашвили недостаточной, и против последнего предприняты репрессии. Его окружение посажали, в масс-медиа Мирабишвили выбросит компромат. Можно ждать шумихи в СМИ и войну компроматов. Люди будут развлекаться, но широкой массовой поддержки движение Окруашвили не примет. Ажиотаж нескольких дней спадет. Это сейчас за один день в его партию записалось 500 человек, а потом поток схлынет. Ни один из этих деятелей не пользуется авторитетом, которого хватило бы для того, чтобы решить что-то в один момент. Если бы Окруашвили не арестовали, то он выдохся бы уже через несколько месяцев и занял место в ряду маргинальных политических сил, существующих здесь.
"Y": Спасибо за беседу.