|
В настоящее время на выборах в Западной Европе и на пространстве бывшего СССР ОБСЕ фактически использует различные методы осуществления наблюдательских функций. В первом случае организация делегирует в страну несколько десятков человек, призванных следить за соблюдением всех принятых норм во время народного волеизъявления, в то время как в страны СНГ для этой работы направляется не менее 500 человек.
Документ МИДа предусматривает сокращение числа наблюдателей на выборах в государствах – членах ОБСЕ до 50 человек. Кроме того, предлагается запретить им выступать с комментариями относительно проведенного голосования до официального объявления его итогов. Официальная Москва объясняет эту инициативу, во-первых, неоправданно высокими расходами на делегирование столь многочисленных групп наблюдателей, а во-вторых, тем, что в России и в других странах СНГ уже выработан механизм проведения справедливых и демократических выборов.
В реальности Москва уже внесла изменения в ход подготовки к парламентским выборам, которые состоятся 2 декабря текущего года. По сложившейся традиции, до последнего времени наблюдатели ОБСЕ прибывали в Россию за два месяца до голосования. Считается, что столь длительное пребывание в стране позволяет объективно и всесторонне оценить процесс приготовления к всенародному голосованию. Наблюдатели прибывают в страну после получения официального приглашения от ее руководства. До выборов остается немногим больше месяца, однако Москва до сих пор приглашений никому не отправляла.
Отсутствие приглашений и проект документа вызвали негативную реакцию на Западе. Многие европейские аналитики, а также некоторые оппозиционные силы внутри России полагают, что новые правила отрицательно повлияют на степень прозрачности выборов.
С одной стороны, такое предположение не кажется безосновательным. Очевидно, что чем больше нейтральных наблюдателей следит за подготовкой к выборам и проведением самой электоральной процедуры, тем меньше остается возможностей для разного рода фальсификаций.
С другой стороны, Россия никогда не давала поводов, во всяком случае, серьезных, усомниться в справедливом и открытом проведении всенародных голосований. Социологические опросы независимых структур подтверждают политические симпатии граждан страны, высказанные на выборах. Понятно, что в Думе представлены не все силы, имеющие сколько-нибудь значимую поддержку в обществе. Но те же СПС или "Яблоко" лишены фракций в парламенте не потому, что последнее голосование было проведено с нарушениями, а в силу того, что они не смогли преодолеть установленный количественный барьер. Кроме того, дифференцированный подход к выборам со стороны руководства ОБСЕ по определению ставит западных и восточных членов организации в неравные условия.
Сегодня трудно предсказать судьбу этого документа. Несмотря на то, что делегации большинства стран – участниц ОБСЕ выступают против его утверждения, одобрение этой инициативы вполне вероятно, так как представители России уже заявили, что в случае отказа наша делегация блокирует принятие нескольких резолюций, важных для западноевропейских участников.
Вместе с тем очевидно, что количество наблюдателей на выборах – вопрос далеко не принципиальный. Вряд ли бы он вообще возник, если бы между Россией и Западом не существовало гораздо более значимых противоречий. Как известно, диалог между Москвой и многими европейскими столицами осложняют проблемы статуса Косово и развертывания системы ПРО. Руководство России приложило много усилий для нахождения компромиссов, однако Запад демонстрирует готовность действовать наперекор интересам Москвы. Это дает Кремлю основания для принятия ответных шагов.
Основные меры, которые Россия на сегодняшний день может противопоставить односторонним действиям Европы и Америки – это выход из ДОВСЕ, межгосударственного соглашения, устанавливающего предельные допустимые количества неядерных вооружений, а также нацеливание ракет на радары, которые США планируют разместить в Польше и в Чехии. Однако это в большей мере демонстративные, символические шаги, они не адекватны преимуществам, которые получит Вашингтон, установив РЛС недалеко от западных границ России. Это вынуждает Москву рассматривать дополнительные способы воздействия на Запад, и инициатива по ограничению возможностей международных наблюдателей – лишь эпизод на фоне проблем мировой политики.