|
По правде сказать, проект Nabucco, предполагающий строительство трубы протяженностью более 2 тыс. км по территории Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии, мощностью в 30 млрд кубометров в год и стоимостью $5 - 6 млрд, давно вызывал множество вопросов. Во-первых, изначально он разрабатывался австрийским концерном OMV под иранский газ. Но газовая инфраструктура в Иране развита очень слабо - сколько средств пришлось бы вкладывать в нее? А в последнее время, по мере того как США нагнетают страсти вокруг ядерной программы Тегерана, сотрудничество с ним (и уж тем более, стабильный импорт иранского газа) выглядит все более проблематично. Вашингтон настоятельно призывает Европу поддержать его усилия по экономическому изолированию Ирана, и многие европейские банки и концерны уже сворачивают свои контакты с иранскими партнерами. Где же тогда найти инвесторов для Nabucco?
Впоследствии (в основном, из-за неоднозначного отношения Европы к Ирану) проект получил более широкую трактовку: трубу уже предполагалось наполнять любым газом из Каспийского региона - азербайджанским, туркменским, казахским. Но это вызвало другой вопрос: хватит ли этих ресурсов на новый газопровод? У Азербайджана точно не хватит. Баку в плане наращивания экспорта газа может рассчитывать только на новое месторождение Шах-Дениз, где к 2012 г. (примерно к этому сроку предполагалось построить и Nabucco) будут добывать, в лучшем случае, 15 - 16 млрд кубометров. Из них 7 млрд уже обещано соседям (Турции и Грузии), а еще какая-то часть пойдет на нужды растущей азербайджанской экономики. То есть Азербайджан не сможет наполнить Nabucco даже на четверть.
У Туркмении и Казахстана газа на новую трубу хватило бы с лихвой. Более того, они не прочь обзавестись новым экспортным маршрутом. Однако от проектируемой трубы их отделяет Каспийское море. "Казахстан готов присоединиться к проекту Nabucco и экспортировать свой газ по этому трубопроводу в европейские страны", – заявил недавно зампредседателя правления Казахстанского холдинга по управлению государственными активами по транспортировке энергоресурсов Каиргельд Кабылдин. И тут же оговорился: "Вопрос в том, как поставить казахстанский газ: через Каспий по газопроводу Баку – Эрзурум или в обход Каспия - через Иран". Оба варианта пока выглядят фантастическими. С Ираном все ясно: европейцы туда вкладываться в обозримой перспективе не будут. А подводный Транскаспийский газопровод - сооружение чрезвычайно дорогое: по нынешним ценам на материалы и работы он обойдется в $11,5 миллиардов. Впрочем, дело даже не в этом: деньги, в конце концов, найдутся, и все вложения, при растущих ценах на газ, рано или поздно окупятся. Дело в том, что прежде нужно подписать пятистороннюю конвенцию о статусе Каспийского моря (чего не удается сделать уже полтора десятка лет). Так что о Транскаспийском газопроводе тоже можно забыть на неопределенное время.
Остается третий путь: обогнуть Каспий с севера, то есть через территорию России. Но это получится уже совсем другой проект, к Nabucco и его организаторам не имеющий никакого отношения. Это так называемый Прикаспийский газопровод - проект, предварительное соглашение о котором подписано в мае этого года между Россией, Казахстаном и Туркменией. Его цель - та же, что и у Nabucco: поставки каспийского газа в Европу. Вот только координировать их будет Россия, к великому недовольству Брюсселя и Вашингтона. Что касается центральноазиатских партнеров, они не прочь обзавестись новой экспортной трубой через РФ, поскольку в нынешних условиях это наиболее реальный проект расширения поставок их газа в Европу. В ходе недавнего визита главы российского МИД Сергея Лаврова в Казахстан его тамошний коллега Марат Тажин даже поставил на вид российской стороне слишком медленную работу над проектом Прикаспийского газопровода и призвал Москву ускорить его разработку.
Кроме того, у стран Центральной Азии появилось и принципиально новое направление экспорта газа - на восток, в Китай. У Туркмении с Пекином уже имеется соглашение о строительстве газопровода - для него тоже нужен газ. Президента Бердымухамедова в начале ноября ждут в Брюсселе - очевидно, чтобы он официально поддержал Nabucco. Он, может быть, формально и присоединится к проекту (чтобы не лишиться расположения европейцев и иметь "запасной ход" для своего газа), но только в реальности газа для него в Туркмении не найдется.
Очевидно, вся эта ситуация понятна и Брюсселю, хотя европейские стратеги не могут смириться с тем, что их замечательный "диверсификационный" проект не удался. Первым это признал генсек Энергетической хартии, назвав Nabucco "мертворожденным ребенком" Евросоюза. "Реализация проекта в условиях неопределенности в соседних с Черноморским бассейном районах является крайне сложной, - цитирует Мернье турецкая газета "Джумхуриет". - В нынешней ситуации очень трудно предсказать, когда будут решены проблемы Ирана и Ирака, поэтому в условиях повышенного риска и высокой себестоимости (проекта) трудно найти компании, которые будут в него инвестировать... Кроме того, в регионе нет запасов природного газа, достаточных для реализации проекта Nabucco". Мнение Андре Мернье разделяют и региональные эксперты. Так, РИА "Новости" приводит слова главного координатора Центра стратегических исследований Евразии турка Недждета Памира: "иранского и азербайджанского газа для реализации проекта явно недостаточно", и газопровод Nabucco, таким образом "не будет рентабельным без российского и туркменского газа". А Россия с Туркменией вряд ли захотят "вдохнуть газ" в мертворожденного европейского Навуходоносора.