Навуходоносор умер, не родившись

Читать в полной версии →
Европейские стратеги пытаются смириться с тем, что замечательный "диверсификационный" проект, предполагающий строительство трубы из Ирана протяженностью более двух тысяч километров, не удался




Европейский союз, крайне озабоченный своей энергетической безопасностью, в числе прочих вариантов диверсификации поставок углеводородов давно вынашивал грандиозный проект - построить газопровод из Ирана. Ему присвоили громкое имя - Nabucco, в честь легендарного вавилонского царя Навуходоносора, разрушившего Ниневию. Однако, судя по всему, проект оказался мертворожденным. По крайней мере, именно такой диагноз поставил Nabucco на днях генеральный секретарь Энергетической хартии Андре Мернье.

По правде сказать, проект Nabucco, предполагающий строительство трубы протяженностью более 2 тыс. км по территории Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии, мощностью в 30 млрд кубометров в год и стоимостью $5 - 6 млрд, давно вызывал множество вопросов. Во-первых, изначально он разрабатывался австрийским концерном OMV под иранский газ. Но газовая инфраструктура в Иране развита очень слабо - сколько средств пришлось бы вкладывать в нее? А в последнее время, по мере того как США нагнетают страсти вокруг ядерной программы Тегерана, сотрудничество с ним (и уж тем более, стабильный импорт иранского газа) выглядит все более проблематично. Вашингтон настоятельно призывает Европу поддержать его усилия по экономическому изолированию Ирана, и многие европейские банки и концерны уже сворачивают свои контакты с иранскими партнерами. Где же тогда найти инвесторов для Nabucco?

Впоследствии (в основном, из-за неоднозначного отношения Европы к Ирану) проект получил более широкую трактовку: трубу уже предполагалось наполнять любым газом из Каспийского региона - азербайджанским, туркменским, казахским. Но это вызвало другой вопрос: хватит ли этих ресурсов на новый газопровод? У Азербайджана точно не хватит. Баку в плане наращивания экспорта газа может рассчитывать только на новое месторождение Шах-Дениз, где к 2012 г. (примерно к этому сроку предполагалось построить и Nabucco) будут добывать, в лучшем случае, 15 - 16 млрд кубометров. Из них 7 млрд уже обещано соседям (Турции и Грузии), а еще какая-то часть пойдет на нужды растущей азербайджанской экономики. То есть Азербайджан не сможет наполнить Nabucco даже на четверть.

У Туркмении и Казахстана газа на новую трубу хватило бы с лихвой. Более того, они не прочь обзавестись новым экспортным маршрутом. Однако от проектируемой трубы их отделяет Каспийское море. "Казахстан готов присоединиться к проекту Nabucco и экспортировать свой газ по этому трубопроводу в европейские страны", – заявил недавно зампредседателя правления Казахстанского холдинга по управлению государственными активами по транспортировке энергоресурсов Каиргельд Кабылдин. И тут же оговорился: "Вопрос в том, как поставить казахстанский газ: через Каспий по газопроводу Баку – Эрзурум или в обход Каспия - через Иран". Оба варианта пока выглядят фантастическими. С Ираном все ясно: европейцы туда вкладываться в обозримой перспективе не будут. А подводный Транскаспийский газопровод - сооружение чрезвычайно дорогое: по нынешним ценам на материалы и работы он обойдется в $11,5 миллиардов. Впрочем, дело даже не в этом: деньги, в конце концов, найдутся, и все вложения, при растущих ценах на газ, рано или поздно окупятся. Дело в том, что прежде нужно подписать пятистороннюю конвенцию о статусе Каспийского моря (чего не удается сделать уже полтора десятка лет). Так что о Транскаспийском газопроводе тоже можно забыть на неопределенное время.

Остается третий путь: обогнуть Каспий с севера, то есть через территорию России. Но это получится уже совсем другой проект, к Nabucco и его организаторам не имеющий никакого отношения. Это так называемый Прикаспийский газопровод - проект, предварительное соглашение о котором подписано в мае этого года между Россией, Казахстаном и Туркменией. Его цель - та же, что и у Nabucco: поставки каспийского газа в Европу. Вот только координировать их будет Россия, к великому недовольству Брюсселя и Вашингтона. Что касается центральноазиатских партнеров, они не прочь обзавестись новой экспортной трубой через РФ, поскольку в нынешних условиях это наиболее реальный проект расширения поставок их газа в Европу. В ходе недавнего визита главы российского МИД Сергея Лаврова в Казахстан его тамошний коллега Марат Тажин даже поставил на вид российской стороне слишком медленную работу над проектом Прикаспийского газопровода и призвал Москву ускорить его разработку.

Кроме того, у стран Центральной Азии появилось и принципиально новое направление экспорта газа - на восток, в Китай. У Туркмении с Пекином уже имеется соглашение о строительстве газопровода - для него тоже нужен газ. Президента Бердымухамедова в начале ноября ждут в Брюсселе - очевидно, чтобы он официально поддержал Nabucco. Он, может быть, формально и присоединится к проекту (чтобы не лишиться расположения европейцев и иметь "запасной ход" для своего газа), но только в реальности газа для него в Туркмении не найдется.

Очевидно, вся эта ситуация понятна и Брюсселю, хотя европейские стратеги не могут смириться с тем, что их замечательный "диверсификационный" проект не удался. Первым это признал генсек Энергетической хартии, назвав Nabucco "мертворожденным ребенком" Евросоюза. "Реализация проекта в условиях неопределенности в соседних с Черноморским бассейном районах является крайне сложной, - цитирует Мернье турецкая газета "Джумхуриет". - В нынешней ситуации очень трудно предсказать, когда будут решены проблемы Ирана и Ирака, поэтому в условиях повышенного риска и высокой себестоимости (проекта) трудно найти компании, которые будут в него инвестировать... Кроме того, в регионе нет запасов природного газа, достаточных для реализации проекта Nabucco". Мнение Андре Мернье разделяют и региональные эксперты. Так, РИА "Новости" приводит слова главного координатора Центра стратегических исследований Евразии турка Недждета Памира: "иранского и азербайджанского газа для реализации проекта явно недостаточно", и газопровод Nabucco, таким образом "не будет рентабельным без российского и туркменского газа". А Россия с Туркменией вряд ли захотят "вдохнуть газ" в мертворожденного европейского Навуходоносора.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей