|
Имя Зои Киреевой в анимационных кругах известно уже десять лет, на протяжении которых она выступала как оператор не просто удачных, а выдающихся мультфильмов. Знали Зою, во-первых, потому, что женщин-операторов в кино совсем немного. Во-вторых, потому, что она представитель свердловской школы анимации, наиболее стильной, изысканной и высокохудожественной в стране. Все фильмы, на которых работала Киреева, были отмечены наградами. Здесь и реалистическая зарисовка "Бабушка" (1996), и печально-возвышенная "Птица становится птицей" (1997), и сказочное "Лукоморье. Няня" (2000), и брутальный "Джон Генри – стальной человек" (2001), и мистическая история "Про раков" (2003). Мастерство Зои Киреевой оценили не только призами. В 2005 г. ей доверили судить коллег на главном отечественном форуме анимации – Всероссийском Открытом фестивале анимационного кино в Суздале. Зоя стала самым молодым членом жюри за всю его историю.
Конечно, успех мог вскружить голову. Тем более что лавры получает в первую очередь режиссер, а не оператор. А молодым и дерзким талантам требуется больше внимания, хочется больше славы. Известие о том, что Киреева снимает свой первый авторский фильм, было встречено профессионалами несколько настороженно. Первая победа "Девочки-дуры" на "Кинопробе" внесла дополнительную интригу, и о фильме заговорили в Москве задолго до суздальского фестиваля. Те, кому удалось посмотреть "Девочку-дуру", восторженно рекомендовали ее коллегам.
И вот – Суздаль, где собирается вся анимационная "продукция" за год, а это около сотни мультфильмов. В конкурсе – мастодонты жанра: Александр Петров, Константин Бронзит, Олег Ужинов... И в этом созвездии имен и соцветии работ "Девочка-дура" прозвучала очень пронзительно. О Зое Киреевой заговорили как о состоявшемся режиссере и драматурге.
Так о чем же фильм?
О нас. О тех, кто родился и вырос в советской стране, кто с малых лет воспитывался в коллективе и влюблялся под песни Аллы Пугачевой, кто отказывался есть невкусную общепитовскую кашу и взлетал на скрипучих качелях в небо. "Девочка-дура" – не один день из жизни одной отдельно взятой девочки, а ностальгический взгляд на наше детство, короткий вояж в прошлое.
Вся художественная часть картины выполнена минимальными средствами. В кадре нет ни дорог, ни домов, ни интерьеров, но это замечаешь лишь с третьего - пятого просмотра, потому что зрителя сразу поглощает атмосфера фильма и его герои. Уже первый проход детишек по экрану завораживает точностью воспроизведения их неуклюжих движений, повадок, жестов. По дороге в садик толстый мальчик ковыряет в носу, девочка в очках не отпускает папину штанину, еще один карапуз непрерывно стреляет из пистолетика... И только ноги взрослых уверенно шагают вперед.
А там!.. Песочница, жмурки, машинка, которую маленький Ромео жадно прижимает к груди, ночной горшок, на котором можно еще и кататься, не отрываясь от "дела". Толстые тетки-воспитательницы, не особо церемонясь, деловито исполняют свои обязанности по кормлению - уборке - наказанию. И если не понимают очередного поступка подопечной, то в сердцах восклицают: "Вот дура-то, а!". А потом и другие девочки начинают шептаться в туалете, показывая на героиню: "Дура..."
Быт детского сада воссоздан удивительно точно. Шкафчики, зеркала, кастрюли – все это появляется на какие-то мгновения, но успевают сыграть свою неповторимую партию. Не говоря уже о поведении самих детишек. Да, наши девочки в садике тоже задирали платья в "уборной", тоже путались в вещах во время одевания, а мальчики лопали конфеты в шкафах. Но никто не снимал об этом фильмы или мультфильмы.
Узнаваемость – вот в чем главное обаяние ленты. Глядя на экран, непроизвольно начинаешь улыбаться и одобрительно кивать головой с первых же секунд повествования. Говорят, иностранцы тоже поняли и приняли "Девочку-дуру". Не знаю, может, им тоже хорошо знакомы будни массовых дошкольных заведений, или дети везде одинаковы?
Но Зоя Киреева не ограничилась только узнаваемостью. Она выбрала правильную интонацию. Я бы даже сказал: единственно возможную. Снабди она фильм диалогами, музыкой, яркими цветами, быстрым ритмом, или, наоборот, сделай более лиричным и затянутым – ничего бы не получилось. Или вышла бы совсем другая история. Но в "Девочке-дуре" всего в меру. Там не нужны ни яркий раскрас, ни зажигательные мелодии – это бы отвлекло от сюжета, от настроения и продемонстрировало бы беспомощность автора. Киреева что хотела сказать, то и сказала, используя только самое необходимое. В том числе – прекрасных аниматоров, наделивших всех героев фильма характерами.
Режиссер не романтизирует детство, а выявляет первые переживания влюбленности, насколько эта влюбленность возможна в пять или шесть лет. Девочка и сама не понимает, почему ее тянет к жадному и капризному мальчику, но совершает один глупый поступок за другим – лишь бы привлечь его внимание. И потому в глазах "общественности" выглядит полной дурой. А ведь в этом возрасте характер только начинает формироваться, и отторжение коллектива, взрослых, объекта любви, не сможет не отразиться на психике взрослеющего человека. Кто вырастет из "девочки-дуры"? Замкнутая, закомплексованная женщина? Или решительная одиночка? Или талантливый режиссер, перенесший на экран эти первые необъяснимые волнения? В любом случае угадывается, что перед нами личность неординарная, яркая индивидуальность. Не такая, как все. И это – пролог ее взрослой жизни.