|
Представители пресс-службы МИД Украины сообщили о положительных итогах переговоров, которые проходили 28 - 29 ноября. В ходе обсуждения делегации Москвы и Киева согласовали прохождение срединной линии в Азовском море, составили и подписали соответствующий протокол. Дата подписания пакета договоров пока не названа, и политологи считают, что дело может затянуться - не из-за технических моментов, а в угоду амбициям обеих сторон.
Дальнейшую разработку вопроса будут вести эксперты, которым члены делегаций поручили создать проект линии разграничения территориальных морей, континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море, а также оформить картосхему проблемного региона с обозначением установленной линии.
Важным аспектом проведенных переговоров стало обсуждение ряда нюансов, необходимых в процессе дальнейшей подготовки двусторонних соглашений. В ближайшее время России и Украине предстоит создать документы, регламентирующие судоходство, рыболовство, охрану морской среды и обеспечение экологической безопасности Азовского и Черного морей и Керченского пролива.
Прогресс в решении вопроса о делимитации морских границ между Россией и Украиной наметился в последние месяцы, и эта тенденция была озвучена украинским лидером Виктором Ющенко еще накануне последнего раунда переговоров. Всего их было проведено более 20, причем реальное продвижение вперед началось минувшим летом. В частности, 5 июня на заседании подкомиссии по вопросам азово-керченского урегулирования был согласован текст проекта договора о размежевании Черного моря.
Напомним, что Киев настаивал на том, чтобы линия границы в Керченском проливе была восстановлена по картам СССР. "Использование административной границы как государственной в вопросе раздела этой части территории мы считаем наиболее полно соответствующим международным принципам и правилам", - заявил, комментируя эту проблему, Виктор Ющенко. Украинский лидер аргументировал свою позицию тем, что Россия ранее уже пользовалась подобной схемой для решения территориальных вопросов с прибалтийскими республиками.
Российская же сторона придерживалась иного мнения, добиваясь, чтобы Керченский пролив после заключения всех договоров не оказался под единоличным контролем одного из государств и не был в результате закрыт для судов другого. Анализируя ситуацию, которая сложилась в этой сфере в советское время, Москва напомнила Киеву, что административные границы между союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливались.