|
По словам Шаталова, для введения налога потребуется "огромная подготовительная работа". В первую очередь, необходимо создать систему оценки и реестр объектов недвижимости, который будет "жестко связан" с реестром собственников объектов. Главное в новой схеме налогообложения – то, что вся система должна строиться на основе рыночной цены. Правда, как тут же оговорился замминистра, проводить индивидуальную оценку каждого объекта невозможно, поэтому целесообразно использовать массовую. Такая оценка, по мнению Шаталова, "не даст идеально точного результата, но будет пригодна для создания системы налогообложения". В настоящий момент ведется дискуссия об определении "объект недвижимости". Рассматриваются варианты, согласно которым объектом недвижимости можно считать земельный участок и здания на нем, есть предложение их разделить. Кроме того, предлагается рассматривать отдельно коммерческую и жилую недвижимость.
Напомним, что идея введения единого налога на недвижимость, призванного заменить собой существующие налоги на имущество и земельный налог, дискутируется в соответствующих государственных институтах уже несколько лет. Главная цель нововведения – желание государства заставить налогоплательщика платить налог пропорционально своему "богатству", то есть в зависимости от стоимости объекта недвижимости.
Ныне действующая схема налогообложения построена таким образом, что стоимость жилья поставлена в прямое соответствие с годом его постройки. В результате, владелец квартиры в центре Москвы платит за нее сравнительно небольшую сумму только потому, что дом был построен давно и, в соответствии с методологией БТИ, является старым, а значит, не может стоить дорого. С другой стороны, изрядно раскошелиться приходится владельцам квартир в новостройках, даже в том случае, если они расположены на непрестижной окраине города. И все же, даже несмотря на явные несоответствия, подобная схема устраивает большинство россиян по той причине, что устаревший алгоритм расчета стоимости жилья БТИ мало соотносится с таким понятием, как рыночная цена жилья. В результате, налоги взимаются не с реальной стоимости недвижимости, которая в большинстве населенных пунктов достигла невиданных ранее высот, а с некой абстрактной величины. Однако подобная ситуация совершенно не устраивает правительство. Незначительные сборы от налога с трудом покрывают затраты на администрирование.
Озвученная Шаталовым схема "массовой оценки", которая "не даст идеально точного результата, но будет пригодна для создания системы налогообложения", напоминает расчет "средней температуры по больнице". В сегодняшней ситуации не совсем понятно, как проводить массовую оценку в случае, когда стоимость квартир, расположенных буквально в соседних домах, может отличаться как небо и земля. При этом даже в случае максимального усреднения реальной стоимости недвижимости реформирование ее налогообложения несет в себе большие риски, особенно для жителей крупных городов. Это объясняется тем, что семьи с низким доходом довольно часто являются владельцами больших квартир или домов (доставшихся по наследству или в результате приватизации), а значит, завязка налогообложения недвижимости на реальные рыночные цены может привести к серьезным социальным потрясениям.