|
Таким образом, Пхеньян стремится продолжить торг вокруг своей ядерной программы. На кону большой политической игры, затеянной Северной Кореей, - крупная финансовая помощь и выход из международной изоляции, в которой страна оказалась после распада СССР. Нельзя не заметить, что ход переговоров, на которые КНДР вынудила своих давних оппонентов - США и Японию, - пока складывается явно в пользу Пхеньяна. Факт того, что Белый дом согласился на прямые двусторонние переговоры с Ким Чен Иром, сам по себе может считаться победой Великого руководителя (это его официальный титул): ведь поначалу Вашингтон соглашался на переговоры только в формате "шестерки".
Северяне верно рассчитали, что Вашингтон, столкнувшийся с большими трудностями в Ираке и в Афганистане, а также имеющий нерешенные проблемы с Ираном, едва ли осилит противостояние с еще одним непредсказуемым режимом. Фигурируя в списке стран, причисленных американской администрацией к "оси зла", Северная Корея пошла дальше других недругов США и добилась обладания ядерным оружием, фактически исключив вероятность военной интервенции и получив возможность выставлять партнерам по переговорам свои условия.
Обретение атомных боезарядов страной, находящейся на грани полного банкротства, как ни странно, оказалось крайне выгодным вложением средств и уже начало приносить КНДР солидные экономические и политические дивиденды. Помимо начала диалога, за отказ от ядерной программы Вашингтон пообещал Пхеньяну серьезную материальную помощь. В результате северокорейский режим получит средства не только на демонтаж ядерных объектов и вывоз оставшегося топлива, но и что называется, "отступные", столь необходимые в условиях фактического отсутствия в стране экономической инфраструктуры. При этом основные пункты достигнутых договоренностей - это отказ Севера от средств производства атомного оружия и вывоз из страны неиспользованного ядерного топлива. Согласованные на настоящий момент условия не обязывают Пхеньян отказываться от уже произведенных боезарядов, то есть американцами пока решена не вся проблема, а лишь ее часть. К тому же, несмотря на обещание предоставить до конца 2007 г. полную информацию о количестве и мощности ядерных боеприпасов, Северная Корея продолжает скрывать эти сведения.
Впрочем, не все участники переговоров видят в атомных разработках КНДР только зло. Сеул, с одной стороны, осознавая всю опасность политической авантюры, затеянной северными соседями, не может не задумываться о возможности крупных геополитических изменений в регионе. Южане стремятся к объединению с Севером, и, если это когда-нибудь произойдет, ядерный арсенал Пхеньяна вполне мог бы стать солидным дополнением к экономическому могуществу Сеула. Очевидно, что в случае слияния двух государств за основу будет взята южнокорейская модель государственного устройства, и это обстоятельство станет благоприятствовать сохранению ядерного статуса: одно дело - когда оружие массового поражения оказывается в руках деспотичного и непредсказуемого режима, совсем другое - когда оно контролируется демократическим правительством.
Однако реалии таковы, что при сложившейся в КНДР системе государственного управления выйти из тяжелейшего экономического кризиса, опираясь исключительно на свои силы, невозможно. Не известно, как долго Пхеньян сможет спекулировать ядерной проблемой, но можно допустить, что когда-нибудь руководство Севера согласится расстаться со своим ядерным арсеналом. Деньги, полученные за отказ от атомного оружия, рано или поздно закончатся, и страна столкнется с прежними трудностями. Вот тогда Ким Чен Ир сможет объявить о начале крупномасштабных демократических реформ в стране, обратившись за помощью к мировому сообществу и напомнив, что именно благодаря его усилиям ядерная проблема была решена мирным путем. При этом сам Великий руководитель сможет как выступить в качестве главного реформатора, так и поискать себе пристанище в другой, более благополучной стране.