Мусор – это золотое дно

Читать в полной версии →
В переработке отходов Россия сильно отстает от тех стран, на которые она стремится равняться. Возможно, теперь, когда этой проблемой озаботился Совет безопасности, ситуация изменится к лучшему




Приятно покупать хорошо упакованный товар. Гораздо приятнее, чем, скажем, брать в руки кусок колбасы, завернутый в засаленную оберточную бумагу. Затем удобно просто отправить все эти горы пакетов и пленки в мусоропровод. И забыть о них. А уж о том, сколько отходов образуется при производстве всех покупаемых нами товаров, лучше вообще не думать...

Первое в 2008 г. заседание Совета безопасности РФ было посвящено экологии. "Темпы роста образования токсичных отходов в России опережают динамику ВВП, составляя 15% - 16%. С 1999 г. по 2006 г. выбросы от предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10%, а от автотранспорта – более чем на 30%", – сказал Владимир Путин, выступая на заседании Совбеза. Путей борьбы с мусором было намечено сразу несколько: от принятия Федеральной целевой программы в области экологии и законодательных ограничений вредных выбросов до стимулирования создания производств по переработке отходов. Особый интерес представляют последние инициативы, поскольку именно они могут сделать поддержание чистоты окружающей среды не только обязательным, но и выгодным делом.

В переработке отходов Россия сильно отстает от развитых стран, где производство давно уже стало практически безотходным, а бытовые отходы легко превращаются в чьи-то доходы. Например, из твердых бытовых отходов получают стекло, пластик и бумагу – примерно по 20% имеющейся массы, еще 5% – это металлы. Практически все оставшееся идет на получение компоста. Кроме того, существуют технологии "экологически чистого" сжигания мусора с целью получения углеводородов или электроэнергии. Таким образом, домашнее хозяйство при использовании современных технологий тоже может стать "безотходным производством".

В России делаются первые шаги по созданию мусороперерабатывающей промышленности. Недавно современные заводы такого предназначения были построены в Барнауле и Новосибирске, и в Сибири уже полным ходом идет формирование рынка твердых бытовых отходов. Но в принципе, как утверждают эксперты, это бизнес низкорентабельный, и он не может развиваться без серьезной государственной поддержки. Пока завод по переработке отходов с правовой точки зрения ничем не будет отличаться от любого коммерческого предприятия, развиваться он не сможет. Мировой опыт свидетельствует о необходимости дотаций мусоропереработчикам и властного предписания производителям отчислять средства на переработку отходов. Скажем, во многих странах действует принцип "ответственности за упаковку": все производители товара должны позаботиться о надлежащей утилизации его упаковки, то есть перечисляются определенные суммы организациям, занимающимся переработкой мусора, причем даже в тех странах, куда их товар экспортируется. Теоретически все крупные зарубежные товаропроизводители должны перечислять "копеечку" и нашим мусоропереработчикам, да вот беда: пока некому. Что ж, возможно, теперь, когда проблемой отходов озаботился даже Совет безопасности, ситуация изменится к лучшему.

В целом мировой опыт борьбы с отходами довольно богат. В США, Японии и во многих странах Европы действуют правила, предписывающие гражданам сортировать свой мусор, что облегчает работу утилизаторов. В Италии в разгар недавнего "мусорного кризиса" в Неаполе (когда все свалки города оказались переполненными и пришлось вывозить мусор в другие регионы) возникло смелое предложение – сжигать бытовые отходы в кратере Везувия, благо он рядом, все еще горяч и практически никак не задействован в хозяйстве. В Испании же решили вообще начать с чистого листа – построить в северной провинции Риоха экологически чистый город Экополис. Там не будет ни вредных производств, ни выхлопов, ни мусора.

В СНГ есть свой опыт по части нетрадиционной борьбы с отходами. Так, Казахстан недавно начал "экспортировать" опасный мусор с бывших советских военных баз в Германию (причем их переработка будет осуществляться за счет федерального бюджета ФРГ). Армения пригласила на грандиозную свалку в микрорайоне Нубарашен (где за последние 50 лет скопилось свыше 7,5 млн т бытового мусора и ежедневно поступает еще 450 т) японцев. Компания "Симидзу", исследовав "качество" свалки, выявила там обильные выделения метана, и теперь планирует построить предприятие по переработке мусора в электроэнергию.

Проще всего к проблеме отходов подходит Китай: он активно использует их в производстве и даже закупает мусор за рубежом. Товары, произведенные из вторсырья, далеко не всегда отвечают требованиям санитарной и экологической безопасности, зато чрезвычайно дешевы. Поэтому китайцы хорошо усвоили, что отходы – это тоже деньги. И, возможно, именно для того, чтобы отходов было больше, китайские предприниматели не очень-то заботятся проблемой экологической чистоты своих производств. Например, шум вокруг химического заражения Сунгари (притока Амура) позволил выявить тот факт, что в пограничной с РФ провинции Хэйлунцзян около 80% бытовых и промышленных вод сбрасывается в реки вообще без предварительной очистки. По оценкам Всемирного банка, на территории КНР находятся 16 из 20 наиболее загрязненных городов мира, на трети территории страны регулярно идут кислотные дожди, а в подавляющем большинстве водоемов давно погибла вся рыба.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей