|
Российские продюсеры очень плотно взялись за освоение иностранных ноу-хау и с каждым годом все более активно закупают зарубежные форматы, меняя в подобных проектах только имена героев и антураж и оставляя бедным Настям бразильские страсти, в которых те выглядят, как правило, жалко, глупо и совершенно неубедительно. Скучающие заокеанские домохозяйки просмотром их родного "Татьяниного дня" компенсируют скуку и отсутствие аффекта в сытой жизни. Что делают подобные мыльные оперы с нашими бедными мамами и бабушками? Смею утверждать – жесточайшим образом их фрустрируют. Западные авторы придумывают детективную интригу, чтобы сохранить "драматайзинг", поэтому наши Мани и Тани постоянно попадают в совершенно сказочные, с точки зрения любого обывателя, ситуации. И тогда фрустрация меняет знак, реанимируя мечты о "светлом будущем", столь популярные в коммунистические времена, или просто мифы коллективного бессознательного – если говорить о более молодых зрителях, особенно не рожденных красивыми.
Это один пласт сериалов, причем самый популярный. Второй гигантский слой – ситкомы, часто и не купленные, но все равно слизанные с иностранных. Ни одного неглупого и смешного (несмотря на постоянный закадровый смех) отечественного ситкома я за последние года три не видел ни разу. Говорят: нет сценаристов, это вам не Голливуд. Верю, откуда им взяться, они же на нашем телеэфире выросли, не бастующем. До американцев, с их новой классикой вроде Lost, нашему телевидению пока не дотянуться.
Есть еще бесчисленные клоны "ментов в законе", где доблестные служители русской Фемиды разговаривают на придуманном сценаристами сленге, ничего общего с жизнью не имеющем, особливо по части политкорректности и изысканности речи. Ну тут я осуждать авторов не буду: если создавать что-либо похожее на правду в этом жанре, показывать на бесплатных каналах такое кино будет банальным преступлением, квалифицируемом как злостное хулиганство.
В завихрениях этих гигантских течений, как правило, теряются неплохие отдельные работы, какие-то залетные сериальчики, которые "смотреть можно", но беда в том, что сам жанр предполагает перманентный зрительский интерес, наблюдение за ходом событий – а когда что ни включишь, опять одни и те же актеры играют, вычленить что-либо стоящее невероятно трудно.
Вы спросите: разве плохо разнообразие? Как обратная сторона тотального дефицита советского времени и как реакция на это "недоедание" – да, плохо. Как питательная среда для чего-то стоящего, буде оно возникнет, – конечно, хорошо.
Тут стоит заметить: у нас в последнее время если что стоящее в этом жанре и появляется, то всегда замешанное на собственных, причем советского времени, достижениях. Ближайший пример – "Ликвидация" Сергея Урсуляка. Или на классике, как "Преступление и наказание", а до этого – "Идиот" или "Мастер и Маргарита", "В круге первом" и т.д.
Так почему бы, господа продюсеры, не заменить для разнообразия десять тупых проектов из ста про одно и то же – парой оригинальных, своих, в которые можно хотя бы чуток поверить? Вам же зритель за это памятник поставит.