|
Косвенными доказательствами назревающих в управлении фармацевтикой перемен являются отставки двух высокопоставленных чиновников – главы Росздравнадзора Николая Юргеля и заместителя Минздравсоцразвития Владимира Стародубова. Пока Юргель и Стародубов только написали заявления об уходе, и официальных сообщений об отставке не поступало. Но поскольку оба фигуранта в силу своих должностных обязанностей являются ключевыми для российского фармацевтического рынка, их одновременные отставки могут означать начало процесса мягкого отделения фармотрасли от Минздравсоцразвития.
Чиновничий аппарат ожидает реформирования Министерства и возвращения к раздельному существованию ведомств по здравоохранению и по труду и социальному развитию. В рамках реформы могут быть упразднены Росздравнадзор и Росмедтехнологии. В этом случае их полномочия перераспределят между министерством и созданным госхолдингом по производству, дистрибуции и логистике лекарств.
Напомним, что разделения Минздравсоцразвития в свое время добивался еще Михаил Зурабов. Активным лоббистом государственной поддержки фармацевтической промышленности и создания в ней госфармкомпаний выступал председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов. Росздравнадзор никогда особо не сопротивлялся идее создания крупного госфармхолдинга. Напротив, в 2006 г. ведомство развернуло кампанию по борьбе с фальсификацией лекарственной продукции. Тогдашний глава ведомства Рамил Хабриев уверял, что 50% лекарств на рынке России – контрафакт, а это значит, что государственная казна недосчитывается многих миллиардов.
Сами участники рынка считали слова Хабриева не более, чем саморекламой, и обвиняли чиновника в искусственном драматизировании ситуации. Более достоверными казались им данные министра Зурабова, насчитавшего всего 3-4% фальсификата среди лекарств. Статистика подтверждала этот показатель. Из $8,4 млрд, которые составлял объем фармацевтического рынка в России в 2006 г., на долю подделок приходилось $250-300 миллионов. Сегодня специалисты говорят уже о 20% фальсифицированной и контрафактной фармпродукции.
Может быть, соотношение цифр за прошедший год изменилось не существенно, но вот настроения и планы чиновников обрели явно более четкие перспективы. Только этим, а не меценатством, и можно объяснить недавно озвученное намерение крупного игрока на фармацевтическом рынке Владимира Брынцалова передать 51% акций своего предприятия "Брынцалов-А" ("Феррейн") в собственность государству. Бизнесмен мотивировал свое решение государственными интересами по созданию корпорации, которая объединила бы производителей и дистрибьютеров лекарств. С 2006 г. отбивающийся от обвинений в фальсификации продукции, но так и не лишенный Росздравнадзором лицензии, Брынцалов считает создание вертикально-интегрированной фармацевтической госкорпорации единственно верным способом победить контрафакт.
В словах главы "Феррейна" недоброжелатели разглядели страх бизнесмена перед государственным рэйдерством и провели аналогии с делом "Арбат Престиж". Успех Росздравнадзора и в частности его главы Николая Юргеля в борьбе за здоровье населения может быть по достоинству вознаграждено ответственным постом в руководстве нового фармхолдинга. Владимиру Стародубову прочат научное будущее.
Как отразится реформирование фармацевтической отрасли на кошельках и самочувствии россиян пока не ясно. Со всей уверенностью рассчитывать можно только на эффект плацебо и магическое воздействие авторитетного мнения первых лиц государства, в интересах которых - наличие госфармхолдинга, по меньшей мере, в ближайшие несколько лет.