ФОТО: museum.ru |
Для остальных же Борис Мессерер на протяжении многих лет оставался прежде всего талантливым театральным художником. Это он придумал еще в начале 1960-х гг. обогатить сценографию спектакля произведениями станкового искусства, он чуть ли не впервые стал создавать самостоятельные образы, расширяющие границы пьесы. По мнению специалистов, именно Мессерер внес в театральную культуру начала 1960-х ощущение того, что сцена не только место, но и образ действия, не только пространство, но и образ времени. Художник до сих пор востребован – его часто приглашают оформлять самые престижные выставки, проходящие в залах ведущих столичных музеев.
Не удивительно, что народный художник РФ, лауреат всевозможных премий и действительный член Российской академии художеств празднует юбилей с большим размахом. По случаю 75-летия Мессерера в Москве состоятся сразу три персональные выставки: одна, большая ретроспектива, посвященная в первую очередь сценическим работам, будет представлена в выставочном зале Академии художеств; вторая, в Третьяковской галерее, представит экспозицию акварельных работ. Но самой первой оказалась экспозиция, открывшаяся в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина. "На этой выставке представлена часть моего творчества: графика, живопись, в том числе абстрактная, и инсталляции", – сказал на вернисаже счастливый юбиляр.
Сама по себе выставка оставляет двойственное впечатление. Конечно, здесь есть немало оригинальных экспонатов – например, знаменитая инсталляция, посвященная Венечке Ерофееву, или объект в виде мельницы, изготовленной из старых бухгалтерских счетов. Большой ажиотаж у специалистов вызывают оригинальные офорты – предмет гордости художника, изготовленные "по особому рецепту", который автор хранит в глубокой тайне. Известно лишь, что Мессерер собственноручно изготовил особый станок, который позволяет не только печатать гравюры гигантского формата, но и прокатывать оттиск несколько раз. Таким образом, автор может вволю трудиться над каждым элементом композиции, доводя его до совершенства различными способами.
К сожалению, все технические хитрости не могут скрыть определенных слабостей художника – многие вещи, представленные в экспозиции, явно вторичны или просто не вызывают эмоций. Эффекты, срабатывающие в сценографии, часто оказываются пошлыми и фальшивыми, когда речь идет о станковом искусстве. Вместе с тем посетить выставку стоит хотя бы для того, чтобы оценить масштабы энергии человека, остающегося "на коне" при любых обстоятельствах.