Театр одного художника

Народный художник РФ, лауреат всевозможных премий, действительный член Российской академии художеств Борис Мессерер празднует 75-летний юбилей с большим размахом


ФОТО: museum.ru



Нынешней весной прогрессивное человечество с размахом отмечает 75-летие одного из самых плодовитых и востребованных театральных художников современности – Бориса Мессерера. В культурную историю нашей страны он вошел не только как автор сценографии более 100 музыкальных и драматических спектаклей, в том числе на сцене Большого театра, где работал с 1960 года. Борис Мессерер – хозяин прославленного салона, в котором собирались самые известные богемные личности эпохи. В знаменитой мастерской на Поварской улице регулярно бывали Венедикт Ерофеев и Булат Окуджава, Михаил Жванецкий и Андрей Вознесенский, Василий Аксенов и Андрей Битов. На творческие посиделки захаживали и иностранные гости, например, Курт Воннегут или Роберт Раушенберг. Правда, когда просматриваешь старые фотографии, сделанные в мастерской Бориса Мессерера, несколько удивляет странное для той поры отсутствие художников. Отчасти это объясняется тем, что благодаря своей жене Бэлле Ахмадулиной Мессерер был явно близок к литературным кругам. С другой стороны, художникам – представителям московского андеграунда - было явно не по пути с обласканным властью коллегой. Посиделки на Поварской или в Переделкине едва ли могли заставить скромных лионозовцев приобщиться к культурному кружку, одобренному известным комитетом.

Для остальных же Борис Мессерер на протяжении многих лет оставался прежде всего талантливым театральным художником. Это он придумал еще в начале 1960-х гг. обогатить сценографию спектакля произведениями станкового искусства, он чуть ли не впервые стал создавать самостоятельные образы, расширяющие границы пьесы. По мнению специалистов, именно Мессерер внес в театральную культуру начала 1960-х ощущение того, что сцена не только место, но и образ действия, не только пространство, но и образ времени. Художник до сих пор востребован – его часто приглашают оформлять самые престижные выставки, проходящие в залах ведущих столичных музеев.

Не удивительно, что народный художник РФ, лауреат всевозможных премий и действительный член Российской академии художеств празднует юбилей с большим размахом. По случаю 75-летия Мессерера в Москве состоятся сразу три персональные выставки: одна, большая ретроспектива, посвященная в первую очередь сценическим работам, будет представлена в выставочном зале Академии художеств; вторая, в Третьяковской галерее, представит экспозицию акварельных работ. Но самой первой оказалась экспозиция, открывшаяся в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина. "На этой выставке представлена часть моего творчества: графика, живопись, в том числе абстрактная, и инсталляции", – сказал на вернисаже счастливый юбиляр.

Сама по себе выставка оставляет двойственное впечатление. Конечно, здесь есть немало оригинальных экспонатов – например, знаменитая инсталляция, посвященная Венечке Ерофееву, или объект в виде мельницы, изготовленной из старых бухгалтерских счетов. Большой ажиотаж у специалистов вызывают оригинальные офорты – предмет гордости художника, изготовленные "по особому рецепту", который автор хранит в глубокой тайне. Известно лишь, что Мессерер собственноручно изготовил особый станок, который позволяет не только печатать гравюры гигантского формата, но и прокатывать оттиск несколько раз. Таким образом, автор может вволю трудиться над каждым элементом композиции, доводя его до совершенства различными способами.

К сожалению, все технические хитрости не могут скрыть определенных слабостей художника – многие вещи, представленные в экспозиции, явно вторичны или просто не вызывают эмоций. Эффекты, срабатывающие в сценографии, часто оказываются пошлыми и фальшивыми, когда речь идет о станковом искусстве. Вместе с тем посетить выставку стоит хотя бы для того, чтобы оценить масштабы энергии человека, остающегося "на коне" при любых обстоятельствах.

Выбор читателей