|
По мнению звезды советского балета Михаила Лавровского, исполнявшего главную партию в "Пламени Парижа", "этот спектакль полностью отвечал своему времени, тому мироощущению - масса образов, масса эмоций. В те времена правительство еще интересовалось академическим искусством, и этот балет получил высшую государственную награду".
О том же вспоминает и сын балетмейстера Никита Вайнонен: "Балет жив, значит, это действительно нужно! Постановка 1947 года привлекла внимание самого Сталина, он смотрел ее пятнадцать или семнадцать раз. И однажды спросил: "Этот балет имеет премию моего имени?". Ему ответили: "Нет, не имеет". На что Сталин ответил: "Большая ошибка!" Уже на следующий день создатели "Пламени Парижа" получили Сталинскую премию первой степени".
"Пламя Парижа" шло в Большом театре до 1964 года. В годы "оттепели" советское наследие стало менее актуальным, к тому же появились хореографы, создававшие кардинально новые спектакли, не имеющие ничего общего с драмбалетом. Но "Пламя Парижа" не умерло окончательно - отрывки из него продолжали жить на концертной эстраде. Па-де-де Жанны и Филиппа стало классическим и сейчас включено в программу всех международных конкурсов артистов балета, а танец басков исполняют в концертных программах все характерные танцовщики.
Балетмейстер Алексей Ратманский, убежденный, что наследие Большого театра - как русское, так и советское - в аутентичном или переосмысленном виде должно стать частью повседневной балетной жизни, решил возродить "Пламя Парижа". Для воплощения этой идеи на сцене ГАБТа он пригласил своих постоянных соратников: концепцию музыкальной драматургии разработал будущий художественный руководитель Большого балета Юрий Бурлака, дирижером-постановщиком выступает Павел Сорокин, декорации создали Илья Уткин и Евгений Монахов, костюмы - Елена Марковская, световое оформление - Дамир Исмагилов.
"Первоначально была идея восстановить спектакль Василия Вайнонена, - говорит Ратманский. - Но выяснилось, что есть только фильм 1954 года "Мастера балета" с отдельными фрагментами. Мы обратились к старым исполнителям, но оказалось, что они уже почти ничего не помнят. Поэтому сегодня это новый спектакль с использованием хореографии Вайнонена. Либретто нам пришлось поменять. Ведь держать внимание зрителя только на антагонизме "хороших" народных масс и "плохих" аристократов на протяжении четырех актов сейчас невозможно. В балете совсем не было любовной линии. Для меня, как художественного руководителя балета Большого театра, очень важно, что этот балет дает работу почти всем артистам - у нас на сцене сто сорок человек".
Теперь, благодаря усилиям Алексея Ратманского и драматурга Александра Белинского, в "Пламени Парижа" даже две любовные линии. Марселец Филипп любит крестьянку Жанну, а брат Жанны Жером влюбляется в дочь маркиза Аделину. Но если у равных по социальному положению Жанны и Филиппа все заканчивается благополучно, то Жером остается один - дворянку Аделину казнит революционная толпа. По словам Ратманского, "новое "Пламя" - история о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад".
Изображать эти любовные (почти сериальные) страсти призваны молодые и талантливые солисты балета Большого театра - Иван Васильев, Андрей Меркурьев, Денис Савин, Наталья Осипова, Мария Александрова, Анастасия Меськова, Анастасия Горячева. В спектакле заняты и звезды постарше: Анна Антоничева выступит в партии актрисы Мирей де Пуатье, неподражаемая Юлиана Малхасянц - старухи Жаркас, Геннадий Янин – Людовика XVI, а легенда мирового балета Людмила Семеняка вернется на сцену в роли королевы Марии-Антуанетты.
ФОТО: Дамир Юсупов/Большой театр