В текучке кадров виноваты начальники

Читать в полной версии →
Социологи установили, что частая смена работы вызвана скверной политикой начальства. Отсутствие материальных и моральных стимулов, невнимание к подчиненным создают сверхтекучку кадров на российских предприятиях




Большинство российских фирм страдают от проблемы частой смены работников.

Треть россиян хотя бы раз меняла основное место работы за последние три года, свидетельствует опрос ВЦИОМ. Причем 21% граждан сменили работодателя только один раз, 9% - два - три раза, 2% - три - пять раз, а 1% - более пяти раз. Разумеется, текучесть сильно зависит от отрасли. Она велика в розничной торговле (49%) и на предприятиях по производству и продаже товаров народного потребления (30%). Меньше всего проблем с непостоянством сотрудников наблюдается в энергетическом и добывающем секторе.

Как сообщают "Новые известия", главной причиной бегства рабочей силы является желание больше зарабатывать (37% случаев). Второе место занимает стремление получать удовлетворение от работы и осознавать общественную значимость своего труда - 14%.

Вот только при общих равных условиях, на иностранных компаниях, работающих в России, текучка кадров ниже, чем на отечественных предприятиях, и дело здесь не в деньгах или престиже, а в специфике работы с подчиненными. "Отечественные фирмы не пытаются предложить персоналу приемлемых условий работы на долгий срок. Продолжительность рабочего дня оказывается больше предварительно оговоренной, а работа в выходные и перерабатываемые часы не оплачиваются. Попытки уже освоившегося в компании человека изменить ситуацию, как правило, упираются в твердое "нет" руководства", - отмечают аналитики Института глобализации и социальных движений.

В филиалах зарубежных корпораций текучка в среднем на 26% ниже и составляет 20%. Из иностранных компаний увольняются реже: доля покинувших их по собственной инициативе - 66%, а из российских - 75%.

Как показывает практика, западные фирмы чаще и лучше заботятся о комфорте на рабочем месте и предоставлении обширных соцпакетов своим сотрудникам. Это касается удобного графика работы, оплаты мобильного телефона, создания в офисе собственной системы питания, спортклуба, душа и даже массажа. Не забывают "эксплуататоры" и о достаточном количестве парковочных мест.

Впрочем, не соцпакеты и фитнес-клубы удерживают работников предприятия: по данным аналитиков, бытовой комфорт определяют направление поиска работы только для 1% потенциальных сотрудников. Важнее психологический климат в рабочем коллективе, возможность обсудить с начальником проблемы своего кадрового роста и оптимизации работы.

Зачем топ-менеджерам забивать себе голову такими мелочами? Эксперты дают простой ответ: внимание к "маленькому человеку" экономически выгодно для предприятия. По данным PricewaterhouseCoopers, в России на каждый вложенный в сотрудника доллар возвращается $2,3 прибыли. В компаниях-лидерах по отдаче от инвестиций в персонал уровень текучести вдове ниже, поскольку деньги, вложенные фирмой в своих людей, не утекают к конкурентам вместе с увольняющимися.

Марк ТОМАШЕВСКИЙ |
Выбор читателей