Новички первыми пострадают от падения зарплат

Читать в полной версии →
В худшую сторону зарплаты у работающих россиян меняться не будут, оптимистично считают в Госдуме. Однако новых сотрудников компании, скорее всего, начнут брать на более низкие оклады




Комитет по промышленности Государственной думы позаботился о создании рабочей группы, которая отслеживает проявления кризиса в России и ведет по этому поводу активный диалог с бизнесом, сообщил первый зампредседателя комитета Валерий Драганов в ходе круглого стола "Реальный сектор экономики: запас прочности или запас гибкости?", прошедшем во вторник в РИА "Новости". Правда, как такового круглого стола не получилось – по техническим причинам в мероприятии не смогли принять участие представители РСПП. В итоге Драганову пришлось рассуждать на заданную тему в одиночестве, и он слегка разошелся во мнениях сам с собой.

С одной стороны, по словам депутата, кризис в нашей стране присутствует хотя бы потому, что Россия является частью мирового рынка. С другой – спад экономики, безработица и дефолт нам пока не угрожают, и зарплаты у работающих россиян в худшую сторону меняться не будут. Другое дело, что новых сотрудников компании, возможно, будут брать на более низкие оклады. А вакансии, по мнению депутата, еще появятся. Он напомнил, что как раз сейчас компании готовят бизнес-планы на будущий год, и уже недели через две-три можно будет видеть итоги этой работы. Хочется, конечно, верить в лучшее. Но тут будет кстати вспомнить недавнюю инициативу РСПП, предложившего переделать трудовое законодательство и вдвое уменьшить выплаты сотрудникам, увольняемым по сокращению штатов. Такой демарш больше походит на подготовку к массовым сокращениям персонала.

"Кризис происходит в головах, – сказал Валерий Драганов. – Мы имеем дело с предпосылками, но угрожающей тенденции сегодня не проявлено". И тут же добавил: "Если мы будем отмечать продолжающееся удорожание кредитных ресурсов или отказ в них, или будут нарастать проблемы с ликвидностью, рефинансированной задолженностью, сокращение спроса на продукцию, особенно обрабатывающих отраслей, потому что они создают продукцию высокой добавленной стоимости, если все это будет в сочетании, то это ни что иное, как кризисное явление". При этом депутат не уточнил, как долго следует отмечать названные факторы, чтобы признать, что кризис таки проявился.

Оптимизм Драганова отчасти поддерживает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. На прошедшей в тот же день пресс-конференции, он сообщил, что пока ни один из инвесторов не заявил о намерении бросить строительство уже начатых объектов. Вместе с тем, он напомнил, что еще год назад Генеральный план застройки столицы претерпел изменения, и если раньше московские власти активно зазывали частных инвесторов на весьма привлекательных для них условиях, то теперь приоритетным стало строительство социальных объектов на бюджетные деньги. И уже появились компании, готовые строить на деньги столичного бюджета, а не частных инвесторов.

Похоже, властные структуры еще сами не определились с тем, находится ли Россия на пороге кризиса или уже вошла в него. Впрочем, это состояние неопределенности на данный момент характерно для всего общества. Тем не менее в Госдуме размышляют над антикризисными мерами. По словам Драганова, если негативные тенденции продолжатся, партия "Единая Россия" может рекомендовать ЦБ понизить ставку рефинансирования, а также частично приостановить некоторые виды промышленного производства. При этом рабочие места и зарплату планируется сохранить. По мнению депутата, наиболее чувствительные к кризису отрасли – черная и цветная металлургия, угольная промышленность, строительство, особенно промышленное. Проблемы в этих отраслях в свою очередь немедленно скажутся на авто- и судостроении, как очень активных потребителях металла.

Со словами Драганова трудно не согласиться. В частности, с тем, что гибкость реального сектора экономики во многом будет зависеть от поведения правительства. "Очень важно не допустить дестабилизации потребительского спроса, – отметил депутат. – Это задача номер один и правительства, и Госдумы. Ведь снижение стоимости большинства российских компаний ведет к ограничению внешнего финансирования. Но есть опасность, что она может привести и к утрате или ухудшению управляемости собственных активов. Когда активы управляются не по утвержденному бизнес-плану, очень сложно корпорациям удерживать соотношение предложения и спроса без помощи государства". Государство может поддержать бизнес путем расширения государственного заказа, добавить металлы в число резервов и ускорить реализацию инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства. Вопрос в том, хватит ли у государства на все это денег.

Впрочем, помочь бизнесу остаться на плаву в условиях кризиса можно и иными путями – совершенствованием налогового законодательства, например, отменой НДС на авансовые платежи или установкой четкого срока возврата НДС, который сейчас приходится ждать месяцами.

Выбор читателей