|
Выступая на прошлой неделе в узбекской столице, президент России затронул вечную для Средней Азии тему - дефицит воды. Он, в частности, отметил, что "гидроэнергетические станции в Центрально-Азиатском регионе должны строиться с учетом интересов всех соседних стран", добавив, что, "если не будет общего согласия всех сторон, Россия воздержится от участия в подобных проектах". Устную договоренность президенты двух стран закрепили в общем коммюнике: "Стороны согласились с необходимостью учета интересов всех государств, расположенных на трансграничных водотоках Центрально-Азиатского региона, при осуществлении проектов строительства на них гидроэнергетических сооружений, руководствуясь общепризнанными нормами международного права".
Ранее Москва давала гарантии своего участия в завершении строительства Рогунской ГЭС и еще трех гидроэлектростанций на территории Таджикистана. О согласии соседних стран тогда речи не шло, хотя Узбекистан был принципиально против строительства, опасаясь остаться без воды. Однако незадолго до поездки Медведева в Ташкент появилась информация, что переговоры по строительству электростанций зашли в тупик. В обмен на свое участие в проекте Россия требовала передачи ей не менее 51% акций будущего предприятия.
В начале этой недели последовала реакция официального Душанбе на слова Медведева. Как сообщает "КоммерсантЪ", МИД Таджикистана вручил временному поверенному в делах РФ в Душанбе Вячеславу Светличному ноту протеста в связи с высказываниями российского президента. "Таджикская сторона выражает недоумение относительно нынешней позиции российской стороны, озвученной в Ташкенте, которая не сходится с высказанной ранее готовностью РФ принять участие в завершении строительства Рогунской ГЭС на двусторонней основе", - говорится в документе. Кроме того, его авторы обвинили Узбекистан во вмешательстве во внутренние дела Таджикистана.
Эксперты отмечают, что Таджикистан, идя на обострение отношений с Москвой, играет на противоречиях между Россией и США. Президент страны Эмомали Рахмон в последнее время не раз предлагал Вашингтону доставлять грузы для сил международной коалиции в Афганистане с территории Таджикистана. Это стало возможным после того, как два года назад при содействии США было завершено строительство моста через реку Пяндж на таджикско-афганской границе. "Идет торг, и таджикские власти хотят выбить из РФ максимально возможные инвестиции", - считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.
Москва восприняла таджикскую ноту протеста как резкий и необоснованный выпад. Во вторник вечером в МИД РФ был вызван посол Таджикистана в Москве Абдулмаджид Достиев. По свидетельству источников в таджикском посольстве, беседа была не из приятных. Достиеву указали на то, что комментарии высказываний первых лиц иностранного государства выходят за рамки дипломатической этики.
Однако сам Достиев говорит, что его никуда не приглашали. "Заявление российской газеты "КоммерсантЪ" о том, что меня вызывали в МИД России, не соответствует действительности и является ложью, - заявил посол. - Этот "Коммерсантъ" постоянно нагнетает обстановку. Меня никто никуда не вызывал, и ничего не говорил. Правда, я думаю, что в ближайшие дни это возможно и произойдет".
Как сообщает таджикское информационное агентство Asia-Plus, посольство страны выражает недоумение и сожаление в связи с тем, что "столь солидное российское издание, распространяет заведомо ложную информацию, в которой в негативном свете представляется состояние таджикско-российских отношений", а также надеется на публикацию опровержения.