|
"Мне кажется, что в ближайшие недели банки бросятся наперегонки скупать валюту, чтобы как можно быстрее достичь границы объявленного коридора. Не нужно забывать и о спросе на валюту со стороны населения. Сейчас те, у кого остались деньги, поняли, что рублю доверять уже нельзя, и начали уходить", – прогнозирует начальник управления валютных рынков компании БКС Павел Андреев. "Сейчас рынок будет пробовать, какова будет реакция ЦБ при условии, что мы достигнем верхней планки бивалютной корзины", – считает директор банковского института ГУ ВШЭ Василий Солодков.
По мнению Солодкова, в нынешних рекордах иностранных валют отчасти виноват сам Центробанк, затеявший "плавную девальвацию". Он считает, что, если бы ЦБ сразу, еще в ноябре, отпустил рубль в свободное плавание, курс уже стабилизировался бы. А теперь сложно предсказать, когда во взаимоотношениях валют будет пройдена точка равновесия. "С одной стороны, накопился некий эффект маятника. То есть мы очень долго боролись с долларизацией экономики, по крайней мере, в течение последних восьми лет, и она реально за этот период времени и произошла. Те, кто вовремя понял, что происходит, все сбережения перевели в доллары. Но ожидания того, что рубль упадет, остались. С другой стороны, у нас позитивных процессов пока в экономике не происходит. Поскольку у нас экономика по большому счету ни от чего, кроме нефти, не зависит, а цены на нефть остаются достаточно низкими, то и продолжается девальвация", – поясняет эксперт.
Вместе с тем очевидно, что ЦБ, объявивший о моратории на расширение валютного коридора, некоторое время будет вынужден держать обещание и поддерживать рубль валютными интервенциями. Но только в краткосрочной перспективе, поскольку золотовалютные резервы России не безграничны, и при нынешних темпах сокращения надолго их не хватит. Поэтому, если в течение ближайших месяцев кардинальных изменений не произойдет, банку России придется вновь пойти на изменение границ коридора. Это сценарий выглядит наиболее вероятным.
Павел Андреев полагает, что рубль может начать укрепляться только в том случае, если нефть закрепится на уровне не ниже $80, а следующее расширение валютного коридора может произойти в середине весны, скорее всего, в апреле. "Это будет связано с тем, что нашим компаниям и банкам нужно выплачивать громадные суммы западных кредитов, – объясняет он. – Вы можете вспомнить октябрь месяц, когда нужно было нашим компаниям выплачивать такие же кредиты где-то в районе $80 миллиардов, и какое это жуткое давление на рубль оказало, как резко он упал. А сейчас нужно платить сумму порядка $150 миллиардов, и конъюнктура макроэкономическая намного хуже, чем была в октябре".
Не исключено также, что ЦБ введет ограничения, связанные с валютными операциями, то есть будут введены обязательная практика продажи валюты и ограничения по расчетам с использованием иностранной валюты.
Наконец, существует третий вариант развития событий – окончательное превращение рубля в свободно конвертируемую валюту со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тут уж реакция рынка непредсказуема. Впрочем, эксперты считают такой сценарий маловероятным. И даже в нем не видят глобальных потрясений. "Не думаю, что сейчас будет какой-то серьезный обвал рубля, потому что мы находимся рядом с равновесным курсом", – успокаивает Василий Солодков.