Рестлер (The Wrestler)
США, 2008
Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Микки Рурк, Мариса Томей, Ивэн Рэйчел Вуд, Джуда Фридлэндер
|
Такова судьба вышедшего в тираж белокурого "Барана" Рэнди, который за годы выступлений покрылся коростой от анаболиков и отупел настолько, что адаптироваться к жизни вне ринга уже не в состоянии. Разрушено не только его могучее тело, но и личная жизнь. Рэнди – алкоголик, сексуально дезадаптированный изгой. Живет в халупе, без денег, взрослая дочь-истеричка не желает с ним знаться; с виду радушная, но гордая подруга-стриптизерша отказывается разделить кров, и т.д., и т.п. Короче, вне ринга – не жизнь, а помойка... Собственно, вот и вся история "Рестлера". Дальше идет – как, а не что.
Редко снимающему кино Даррену Аронофски удалось превратить нарочито незамысловатый сюжет в сагу об отринутом социумом и непонятом герое, ставшем заложником индустрии развлечений и соединившем сцену и жизнь в единое целое. Перед нами типичное артхаусное кино, снятое за гроши ($7 млн), лишенное привычного хеппи-энда, нарушающее по большей части драматургические законы жанра, но внезапно ставшее манифестом личной свободы. История бойца становится гимном противостояния художника толпе, и все благодаря стопроцентному попаданию в роль Микки Рурка. Собственно, перед нами бенефис одного артиста, причем какого!
В памяти большинства наших телезрителей недавнее триумфальное появление Рурка в эфире Первого канала. Сначала он играючи "развел" девушку-телеведущую, небрежно выковыривая из зубов икру в прямом эфире. Затем, быстро врубившись в суть игры, спаивал юмористов в "Прожекторперисхилтон" русской водкой... Этот похожий на клоуна человек произвел фурор одним своим присутствием на нашем телеэкране, где рассказывал в основном о переживаниях в связи со смертью любимой чихуахуа, а вовсе не о провале в номинации на "Оскар", демонстрируя при этом какой-то инопланетный уровень раскованности.
Теперь мы увидим его фильм, дающий повод задуматься, почему одна из самых презираемых профессий древности за минувшее столетие превратила своих лидеров чуть ли не в духовных вождей наций.
Достаточно вспомнить президента Рейгана или нынешнего губернатора Калифорнии, чтобы признать факт: начиная с середины ХХ в. в массовом сознании произошел коренной сдвиг. Многолетние усилия американской фабрики грез по формированию "звездной системы", вкупе с проникновением телевидения в каждый дом на планете, привели к тому, что публика отождествляет исполнителей главных ролей с вымышленными героями и тотально мифологизирует личность актеров.
Шоу-бизнес давно ухватился за эту особенность масс-медиа и доит ее почем зря. Понятно почему: человечеству во все времена нужны пассионарии, чтобы, помимо всего прочего, было на кого равняться. Однако войны и прочие катаклизмы, в результате которых "настоящие герои" и появляются, в новейшей истории стали слишком разрушительными и масштабными. Цивилизация не желает терпеть такие катастрофы. На место реальных "рыцарей без страха и упрека", "крепких орешков", людей с "горячим сердцем и холодной головой" и прочих суперменов, бывших некогда вполне востребованными, не клишированными образцами для подражания, пришли лицедеи. Актер, перефразируя поэта, стал чем-то большим, чем актер. Выйдя из кадра, он может быть хоть трижды развратником, алкоголиком и дураком. В быту он имеет право быть кем угодно, даже трусом и негодяем. Это решительно никого не волнует. Важно, какую он играет роль в кино, и всеобщее восхищение (а порой ненависть, зависит от амплуа) мастеру обеспечено по гроб жизни. Реальных же героев люди всего лишь представляют себе, их почти не осталось в жизни.
А иногда случается так, что человек играет по большей части самого себя, чем вызывает уважение еще более заслуженное. Обычно это касается характера человека: то есть мы понимаем, что в Шварценеггере-политике есть что-то от Терминатора, помимо устрашающей внешности. Джеймс Стюарт (любимый актер Хичкока) был военным летчиком и героем Второй мировой; в нашем послевоенном кино есть несколько ярких примеров - от Никулина до Смирнова...
А еще реже случается и так, что биография артиста ложится на пленку настолько органично, что уже не понятно, где вымысел сценариста, а где реальность. Это и произошло с "Рестлером" Аронофски. Все удивляются: почему Микки Рурк считает, будто вернулся в большое кино именно с ролью Рэнди "Барана" Робинсона, хотя после нескольких лет забвения он фантастически успешно сыграл Марва в снятом за несколько лет до "Рестлера" "Городе грехов" Родригеса?
Этот эксцентричный человек, наделенный уникальным мужским обаянием, по большей части играл в кино самого себя. Выскочке-спортсмену, непрофессиональному актеру, подобранному буквально на улице Копполой для фильма "Бойцовая рыбка", сперва выпало стать секс-символом мирового экрана. Испытание медными трубами далось настолько тяжело, что Микки съехал с катушек и десять лет прожигал жизнь. По его признанию, "Рестлер" реабилитирует его как творческую личность.
С этим трудно не согласиться. Фильм Аронофски представляет Рурка не только одним из самых талантливых актеров своего поколения и наиболее внушительных олицетворений пассионарности в Голливуде. Участие в некоммерческом экспериментальном проекте, рассчитанном, скорее, на синефилов, выдает в этом человеке, почти потерявшем память на боксерском ринге, пережившем ряд неудачных пластических операций, утратившем былую привлекательность, редкий в наше время талант: его можно отождествить с героем, не опасаясь попасть в мифологическую ловушку.
В прокате с 26 марта