Путин и Кудрин разошлись по Белоруссии

Читать в полной версии →
Республика, несмотря на рост ВВП, рискует стать неплатежеспособной к концу 2009 - началу 2010 года. Золотовалютных резервов страны может оказаться недостаточно для погашения кредитов




Среди российских руководителей сегодня наблюдается редкое отсутствие единодушия. В последнее время представители верховной власти страны неоднократно демонстрировали прямо противоположные позиции по одним и тем же вопросам. Как выяснилось на этой неделе, разногласия касаются не только внутренних проблем государства, но и вопросов внешней политики. Впрочем, пока это относится только к публичным заявлениям.

На переговорах с главой правительства Белоруссии Сергеем Сидорским премьер-министр РФ Владимир Путин порадовался темпам роста, которые демонстрирует белорусская экономика в условиях кризиса. По его словам, на фоне падения ВВП в других странах СНГ, Белоруссия показывает рост, который может составить 1,2%. Кстати, оценки президента Белоруссии еще более оптимистичны - 1,5%. "Это говорит об усилиях правительства, направленных на преодоление кризисных явлений", - отметил российский премьер.

И можно было бы порадоваться за братскую республику, если бы несколькими часами ранее в тот же день министр финансов РФ Алексей Кудрин не высказал точку зрения, слегка (или не слегка) расходящуюся со словами Путина. Глава российского Минфина согласился с тем, что первоначально белорусская сторона сделала ряд шагов, направленных на стабилизацию в экономике, но затем эти шаги прекратились. И теперь, по мнению Кудрина, белорусское правительство и экономика в целом рискуют стать неплатежеспособными к концу 2009 - началу 2010 года.

Основная опасность - быстрый рост внешнего долга на фоне столь же быстрого расходования золотовалютных резервов, которых в будущем может оказаться недостаточно для погашения кредитов. По данным российского министра финансов, за первый квартал 2009 г. Белоруссия использовала треть своих золотовалютных запасов для поддержания валютного курса. Не исключено, что и в дальнейшем она будет применять те же механизмы. Подобную политику Кудрин считает "тупиковой", полагая, что белорусское правительство подменяет рыночные механизмы административными, вводя ограничения на объем конвертации белорусской валюты.

Именно это послужило причиной того, что Россия приостановила выдачу Белоруссии $500 млн, обещанных еще в марте. Речь идет о последнем транше по кредиту в $2 млрд, из которых $1,5 млрд Белоруссия уже получила. По словам Кудрина, вопрос о выплате оставшихся денег будет решен после того, как Минск продемонстрирует адекватные действия по поддержанию и развитию своей экономики.

Стоит отметить, что предложение взять данный транш российскими рублями Белоруссия отвергла. Зато по-прежнему настаивает на предоставлении рублевого кредита в размере 100 млрд, заявку на который сделала практически сразу после выдачи первого займа. Более того, уже полученные от России деньги, судя по всему, лишь раздразнили аппетит белорусского руководства. И теперь оно просит еще $9 млрд на строительство АЭС.

Очевидно, что целесообразность выдачи столь внушительного кредита вызывает большие сомнения. И вовсе не удивительно, что глава российского Минфина оказался столь резок в своих высказываниях. Владимир Путин, как мог, постарался смягчить слова своего коллеги, назвав неуместными крайние оценки состояния экономики Белоруссии. Тем не менее политические реверансы российского премьера вряд ли способны заметно подсластить для Минска эту горькую пилюлю.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей