Как нас дурят риелторы

Читать в полной версии →
Посредники зарабатывают на сделках на вторичном рынке жилья огромные деньги не пойми за что. Самые популярные "инновации" – разводка, двойная разводка и "спецуслуга" по оптимизации налогов




"Ну кто вас просил отвечать!" – отчитывал меня румяный юноша лет 25 через пять минут после знакомства. Юноша был озабочен, деловит, не знал разницы между панельными сериями домов П-44 и П-44Т и назывался риелтором. Вряд ли кому-то удалось сменить жилье без знакомства с представителями этой профессии. Лично я сталкивалась с ними семь раз. Но до сих пор не перестаю удивляться.

Гнев молодого человека я вызвала тем, что честно назвала потенциальным покупателям своей квартиры ее стоимость. "Вы что, думаете, мы бесплатно работаем? – выговаривал риелтор. – Мы продаем вашу квартиру на 200 тысяч дороже". Маленькая подробность: я никого не уполномочивала продавать свою квартиру. То есть предложения заключить "эксклюзивный договор" поступали неоднократно, но я решила, что, имея за плечами опыт шести сделок, журналистский опыт на рынке недвижимости, знакомых юристов и специалистов в области недвижимости, как-нибудь сумею подать объявление о продаже и провести показ собственного жилища. Риелтор недоуменное выражение моего лица понял по-своему. "Думаете, 200 тысяч – это много? У нас самые низкие цены в Москве", – сказал он с обидой. Как позже выяснилось, он говорил чистую правду. Остальные риелторы работают за 2% – 5% от стоимости квартиры, что несколько дороже.

Но и это еще не все. "Гони это агентство прочь!" – кричала мне знакомая риелтор по телефону. Крик этот прозвучал трижды: один раз он касался очень крупного агентства и дважды – менее известных. Как выяснилось, эти компании любят устраивать "разводки". Так называются ситуации, когда уже готовому купить квартиру покупателю заявляют, что продавец поднял цену. "Двойная разводка" – это когда продавцу тогда же заявляют, что покупатель готов к сделке только при условии снижения цены. В результате в карман риелтора может упасть до 800 тыс. рублей. Неплохо за посредническую операцию, не правда ли?

Главное, чего я никак не могу уяснить, – за что, собственно, риелторам платят деньги? Посреднические услуги в век Интернета – это уже не просто предоставление информации. Я понимаю, если бы риелтор лично изучил все подходящие под параметры заказа варианты и предложил покупателю выбор из наиболее подходящих. Но нет – вам просто тупо вываливают все, что хоть немного, по мнению агента, похоже на желаемое. В результате, заказав "двушку" в спальном районе на юго-западе, вы получаете предложение посмотреть трехкомнатную "хрущевку" в Дегунине.

Сами риелторы говорят, что без них можно нарваться на мошенников. Что риелтор гарантирует защиту от мошенничества, они благоразумно не утверждают. И правильно – ни один риелтор подобной услуги не оказывает. Потому что российский рынок недвижимости до сих пор достаточно мутный, и опасность потери титула (права собственности) висит над любой сделкой на вторичном рынке. Гораздо надежнее проверить самому (или с юристом) всю историю квартиры, взяв так называемую расширенную выписку из домоуправления (в том числе архивную) за последние три года, а еще лучше – за максимально возможное число лет. И застраховать потерю титула в страховой компании.

Что же остается на долю риелторов? "Мы прорекламируем вашу квартиру", – убеждали меня, предлагая "эксклюзив" на продажу. Отлично. Сама я трачу на подачу объявлений порядка 500 руб. в неделю. Это скромно. Широкая рекламная кампания (включая контекстную рекламу и занесение во все базы) обошлась бы мне в 21 тыс. руб. в месяц. Средний срок экспозиции квартиры сейчас – четыре месяца. Умножьте, прибавьте зарплату риелтора, который будет лично стучать по клавиатуре вместо меня, и скажите: за что эти люди хотят взять от 200 тыс. и больше?

Есть еще одна область "услуг", о который риелторы говорят шепотом: "Мы поможем оптимизировать ваши налоги после продажи... ну, вы понимаете". Однако для тех, кто имеет квартиру в собственности более трех лет, это неактуально, а остальным я бы посоветовала обратиться опять-таки к юристам, потому что от способа "оптимизации", раскрытого очередным деловитым мальчиком, у меня волосы встали дыбом.

Мне кажется, именно несоразмерностью приложенных усилий и их стоимости объясняется тот факт, что риелторы крайне неохотно сообщают расценки на свои услуги. Но результат такой "скромности" вовсе не безобиден. Помимо сорванных сделок, это еще и искажает рыночные цены. В результате, аналитики зачастую выдают ошибочные прогнозы, на основании которых участники рынка (в ряде случаев это мы с вами) делают ошибочные инвестиции.

Самое обидное для меня, поборника рынка и конкуренции, заключается в том, что риелторская деятельность – одна из самых конкурентных. Именно здесь появились первые саморегулируемые организации. Стоит, наверное, им как-то самим определить набор обязательных услуг риелтора и их рекомендованную стоимость. Дабы не мелькала у граждан, столкнувшихся с весьма посредственным сервисом за весьма хорошие деньги, мысль, что свободный рынок ни к чему хорошему не приводит.

Татьяна СОЛЯНАЯ |
Выбор читателей