За что риелторы дерут с нас деньги

Читать в полной версии →
Риелтор должен делать ровно то, для чего он и предназначен: показывать товар лицом, помогая продать его. К сожалению, так бывает далеко не всегда, поэтому люди все чаще покупают и продают жилье сами




"Хочешь, чтобы сделано было хорошо, – сделай сам", – учила я знакомого. Сама я неукоснительно следую этому принципу, так как не раз убеждалась в его правильности. Правда, стоит это дорого – во всех смыслах. Так, ремонт маминой квартиры украл у меня отпуск, продажа этой же квартиры вынудила писать статьи ночами, а ныне я трачу бензин и жертвую субботними "отсыпами" ради контроля над строительством дома. Зато, как признавались мне покупатели квартиры, на их выбор решительным образом повлияли не только качество жилья, но и то, что я не поленилась повозить их по району, показать местные достопримечательности. Теперь новые жильцы хвалят продуманность оборудования квартиры, а прораб бригады, возводящей мой дом, похоже, клянет дотошную заказчицу.

А вот знакомый мой почему-то решил, что продажа квартиры может идти без его деятельного участия – и вот позвонил, чтобы пожаловаться: "Ты же пишешь про недвижимость". На самом деле, помочь чем-то, кроме совета все делать самому, я, конечно, не могла. Ну что, в самом деле, можно сделать еще, если риелтор перепутала характеристики квартиры в поданном объявлении, дважды опоздала на показ, а в остальных случаях (впрочем, их было всего три) заявила потенциальным покупателям: "Квартира хорошая, впрочем, сами видите", на чем сочла свою миссию оконченной. А на высказанную претензию заявила, что снижение цены поможет продаже гораздо больше, чем ее собственная активность. Что, замечу, в общем-то, правильно, но вызывает вопрос о роли риелтора.

Кстати, вопрос о том, зачем нам и нашей такой прекрасной квартире риелтор, возникает очень часто. "Что они вообще делают? Только деньги берут", – такое мнение я слышала не раз. А в самом деле – что?

Чаще всего таким вопросом задаются продавцы квартир. Покупатели – те хотя бы уверены, что риелторская компания убережет их от сомнительной сделки. И, кстати, зря: от сомнительной сделки гораздо лучше убережет грамотный юрист, не поленившийся поднять всю историю покупаемого жилья и даже заглянуть к местному участковому, чтобы расспросить о продавцах и, что важно, их соседях.

А вот продавцам риелтор и вправду нужен. Во-первых, чтобы проверить наличие и правильность всех документов на квартиру и помочь выправить недостающие. Во-вторых, чтобы помочь придать "товарный вид" жилищу: например, посоветовать сделать недорогой косметический ремонт. Или убрать на время продажи из квартиры любимую овчарку ("да вы не бойтесь, она не укусит без нашей команды!"). Знакомая риелтор однажды помогла продать квартиру, посоветовав проводить показы вечером и при распахнутых шторах: унылый мост с вечной автомобильной пробкой, пугавший покупателей днем, вечерами сиял роскошной иллюминацией. Далее: риелтор должен показать покупателям окрестности, подчеркивая выгодные стороны. Соседка старушка? Будет, кому посидеть с вашим ребенком. Магазин во дворе? Вот и славно, за хлебом недалеко бегать.

В общем, риелтор должен делать ровно то, для чего он и предназначен: показывать товар лицом, помогая продать его. А теперь скажите – много ли вы знаете таких? Лично я – одного, да и та моя знакомая. И, судя по ее стремительной карьере, таких добросовестных агентов по недвижимости немного.

А между тем комиссия риелторских агентств отнюдь не маленькая. Те, кто ограничивается 2% от сделки, считаются скромными. Обычно берут 5% – 7%, а иногда и до 10% доходит. Согласитесь, когда средняя цена столичной квартиры подбирается к 10 млн, очень хочется понять, за что мы платим сотни тысяч посреднику.

Между прочим, за рубежом на процентах работают именно посредники. Но какие! Незадолго до кризиса знакомый решил продать жилье в Чехии. Проблема была в том, что продавал он достаточно дорогой таунхаус в не самом популярном месте. Ничего – местная риэлтерская контора пригласила оценщика, который дал диапазон цен. Приятелю оставалось только подписать договор, доверенность и передать ключи от дома, после чего он спокойно отбыл в Россию. Через полтора месяца его пригласили на сделку и после даже помогли оформить бумаги для правильного расчета налогов. Есть и другой вариант, особенно распространенный в США: риелтор выкупает жилье на свой страх и риск. Например, семья переезжает в другой штат, а риелтор понимает, что продаваемый дом в перспективе подорожает – в этом случае он может предложить цену даже большую, чем при продаже дома на рынке. А вот проверку документов, обеспечение сделки, оценку недвижимости, минимизацию налогообложения сделки ведут совсем другие специалисты. Риелтерское агентство может предложить вам их услуги, но вы можете нанять их и сами. И стоят эти услуги, как правило, твердую сумму, а не процент от продажи.

Собственно, главная претензия к нашим риелторам – это непрозрачность ценообразования. В самом деле, почему, например, проверка правильности документов на пятимиллионную старую однушку в спальном районе, где нынешний владелец – тридцать девятый, получается дешевле, чем проверка квартиры в новом доме бизнес-класса, где продавец – первый собственник? Чем труд риелтора, продающего жилье на Чистых прудах, дороже труда коллеги, таскающегося на показы в Южное Бутово?

По справедливости, за обычную продажу риелторские фирмы должны были бы брать твердую сумму, причем с разбивкой на отдельные услуги и возможностью их выбора. А процент есть смысл брать при таком уровне услуг, когда от сторон сделки требуется только их присутствие у нотариуса. Но до такого уровня мы, похоже, еще не доросли. А денег хочется уже сейчас и много. Результат? Люди все чаще предпочитают самостоятельно покупать и продавать жилье. А на сэкономленные деньги нанимают юристов.


Обсудить на Facebook

Татьяна СОЛЯНАЯ |
Выбор читателей