ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Напомним, 21 февраля пять девушек в масках попытались устроить "панк-молебен" в храме Христа Спасителя. Позднее в Интернете появился видеоролик с записью акции, спровоцировав грандиозный скандал. Верующие требуют возмездия для участниц акции; представители либеральной общественности обвиняют РПЦ чуть ли не в инквизиции. Несоразмерность преступления и наказания (за решеткой оказались матери малолетних детей) вызывает оторопь даже у искренне верующих. "Учиненное ими, конечно, безобразие, но – законное безобразие. Масленица на дворе. Время скоморошества и перевертышей", – написал в своем блоге диакон Андрей Кураев. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин считает, что справедливым наказанием для нарушительниц стал бы штраф.
Но руководство РПЦ видит в происходящем чуть ли не заговор. Как минимум, вызов всем православным. Неделю назад в московских храмах священники зачитывали обращение к генпрокурору Юрию Чайке с призывом привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды") не только участниц акции, но и всех, кто причастен к ее организации и освещению в СМИ. (Официально патриархия свою причастность к этому обращению опровергла.) С призывом осудить по всей строгости закона "преступление, совершенное участницами Pussy Riot", выступил Совет православных общественных объединений. Андрея Кураева вызвали "на ковер" в Московскую духовную академию и дали понять, что не стоит идти против позиции руководства РПЦ.
Любопытно, что правоохранительные органы среагировали на происходящее далеко не сразу: дело против девушек, отыгравших уже не один оппозиционный спектакль-концерт в разных местах (в том числе у кремлевской стены), возбудили только через неделю с лишним после скандального выступления – то есть после жестких заявлений Московской патриархии.
На этом фоне ничего концептуально нового Кирилл не сказал. Но косвенно дал ответ на многочисленные обращения к Патриарху с просьбой смягчить позицию церкви по отношению к Pussy Riot. Милосердия, похоже, не предвидится. Как доходчиво разъяснил глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, "уступать давлению агрессивной группы, бьющей сейчас на жалость, Церковь не намерена".
Большинство наблюдателей сходятся во мнении: девушки из Pussу Riot пострадали не потому, что оскорбили чувства верующих, а из-за политической окраски своей акции. Они привлекли общее внимание к сращиванию РПЦ с государством – этот процесс стремительно прогрессирует с тех пор, как Московскую патриархию возглавил Кирилл. Власть и при Алексии II рассматривала РПЦ как одну из точек идеологической опоры, но определенная дистанция во взаимоотношениях все-таки соблюдалась. Однако в течение последних лет взаимная поддержка церкви и государства постоянно крепла. Церковь получает помощь чиновников на местах, доступ в школы и защиту от конкурентов (Минюст начал активную борьбу с "сектами").
Одновременно она становится инструментом для решения текущих политических задач: Патриарх Кирилл заявляет, что верит в победу кандидата Путина на выборах, и призывает православных не ходить на митинги оппозиции и не слушать "обольстителей, соблазнителей и провокаторов". В феврале прошлого года на Архиерейском соборе РПЦ Патриарх в своем докладе прямо задал курс на максимальный симбиоз с органами госвласти, участие в формировании законодательства и контроль системы образования. Священникам даже – в порядке исключения – разрешили участвовать в выборах (дабы противостоять силам раскольническим и иноконфессиональным).
Таким образом, тезис об отделении церкви от государства становится пустым лозунгом. В реальности происходит как раз обратное: РПЦ встраивается в административную систему, а православность становится частью идеологии бюрократической корпорации. Поэтому так схожи реакции чиновников и отцов церкви на выступления идеологических оппонентов: организация возмущенных "писем трудящихся" (митингов поддержки) и аресты возмутителей спокойствия.