Сергей Лавров. ФОТО: AP |
Во-первых, настоящие решения принимаются не на представительных конференциях под председательством спецпосланика ООН, а на закрытых встречах "друзей Сирии". Последняя из этих встреч прошла неделю назад в Тунисе, и на нее, как водится, не пригласили ни Китай, ни Россию.
Во-вторых, есть вопросы по составу участников женевской конференции. На нее приглашены представители постоянных членов СБ ООН, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Турции, но не будет делегатов от Ирана и Саудовской Аравии – двух игроков, ареной противостояния которых стала сегодня Сирия. С другой стороны, не очень понятно, зачем на мирную конференцию пригласили Турцию, которая уже почти год лезет из кожи вон, разжигая конфликт на территории Сирии, и именно сейчас, накануне встречи в Женеве, забыв о всяких условностях, выдвинула к сирийской границе войска и бронетанковые подразделения. Если формировать пул участников мирного процесса по принципу их причастности к деструктивным действиям, тогда Турции там самое место, но тогда нужно еще позвать Иорданию, Ливан, Саудовскую Аравию и Катар.
В-третьих, недоумение вызывает сам новый план, подразумевающий создание правительства национального единства, в которое войдут как сторонники нынешнего режима, так и представители оппозиции. Единственным условием для объединения под сенью исполнительной власти является "немедленное прекращение вооруженной борьбы", т.е. реализация первого "плана Аннана". Похоже, спецпосланник ООН успел забыть, что официальный Дамаск вполне устраивало предложение прекратить огонь и начать переговоры, что он несколько раз начинал вывод войск из городов и получал в ответ новые вспышки насилия, на которые приходилось отвечать.
А уж после того, как Башар Асад признал, что в стране идет война, идея формирования какого-то коалиционного правительства выглядит форменным издевательством. Потому что даже трудно представить себе, кто будет представлять так называемую оппозицию – бойцы "Свободной армии Сирии" (SAS), отморозки из отрядов салафитов или "Аль-Каэды". Но никто из них не мыслит категориями мирного урегулирования и не собирается сотрудничать с представителями нынешней власти.
Руководство сирийской оппозиции уже отвергло предложение о правительстве национального единства, несмотря на то что за аккуратной формулировкой Аннана – "в него не войдут то, чье присутствие усложнит передачу власти или причинит вред процессу примирения и стабильности" – легко прочитывается обещание вывести из игры президента Сирии. Оппозицию не интересуют подобные полумеры, она хочет полной определенности и готова обсуждать план политического урегулирования только в том случае, если в нем будет четко сформулированный пункт об отстранении от власти Башара Асада.
Россию коробит такая постановка вопроса, но внятных предложений о том, что делать, у нее нет. Да их и не может быть, потому что ее собственный опыт на Северном Кавказе показал, что в подобных ситуациях единственным реальным средством принуждению к миру является сила. Этим, собственно, и занимаются все последнее время сирийские власти. Но их ресурсы не бесконечны: боевики регулярно получают подпитку из-за границы, а сведений о военной помощи законной власти Сирии пока нет.
Зато уже четвертую неделю продолжается суета вокруг трех отремонтированных в России вертолетах, идут вбросы о российских кораблях, якобы направляющихся к берегам Сирии для эвакуации российских граждан, и о двенадцати судах ВМФ Китая, запросивших проход через Суэцкий канал. А потом к журналистам выходит начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров, и выясняется, что все это туфта: "в Сирии идет война, но никаких специальных мер Генштаб не планирует <...> мы отслеживаем в плановом режиме, что там происходит".
Между тем западные СМИ пишут, что "Россия готова сдать Асада". Поводом стали обтекаемые заявления Путина на пресс-конференции по итогам саммита G20: "важно, чтобы произошла не просто смена режима, а добиться такой ситуации, чтобы, если она произойдет, в стране наступил мир". Этот оборот – "не просто смена режима" – был воспринят как согласие на свержение Асада. "Путин дал четко понять, что он не хотел бы, чтобы Асад остался во главе Сирии", – заключил британский премьер Дэвид Кэмерон, а вслед за ним и англоязычные СМИ. New York Times отдала целый разворот обсуждению условий, на которых Москва готова сдать Асада.
Следом проснулись наши эксперты, полагающие, что у России есть шанс оказаться в стане победителей. Дело за малым: внести свой вклад в решение сирийской проблемы, предоставив политическое убежище сирийскому президенту и его семье: дескать, если бы мы сделали то же самое с Каддафи, удалось бы избежать такой крови в Ливии – и страна была бы спасена.
Такая постановка вопроса является в корне неверной, потому что независимо от того, насколько плох Асад, сегодня его режим является единственным защитником сирийских меньшинств. А под "сдачей Асада" понимается не он сам и его семья, а законная власть, с падением которой в Сирии начнется резня, жертвами которой станут не только алавиты, шииты, христиане, но и лояльные нынешней власти сунниты. Такова цена того, что московские интеллектуалы называют "спасением Сирии".
Холодным душем для всех этих стратегов стали слова главы российского МИД Сергея Лаврова, сказанные в четверг после встречи с министром иностранных дел Туниса Рафиком Абдессалямом: "Россия не обещала поддержать новый план Кофи Аннана, а всего лишь готова его обсуждать... Россия не поддержит внешнее вмешательство в ситуацию в Сирии, которое может привести к последствиям более катастрофическими, чем в Ливии... Это относится и к судьбе Башара Асада".
Ждать чего-то более определенного ни от встречи Лаврова с Клинон, ни от конференции в Женеве не приходится, потому что Кремль не собирается вести игру на повышение, то есть разрешить дипломатам назвать вещи своими именами и открыто помогать сирийским властям в наведении порядка в стране. Такой поворот означал бы прямую конфронтацию с США и их сателлитами, а это не входит в планы Москвы: на носу выборы в Америке, не решен вопрос со "списком Магнитского", да мало ли что еще.