Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Именно для этого на деньги олигархов и последователей "рыночного фундаментализма" в правительстве были инициированы акции массового протеста, настаивает политолог Сергей Марков. Звучит еще абсурднее, чем версия об организации массовых беспорядков на деньги Гиви Таргамадзе. Однако недавняя отставка вице-премьера Владислава Суркова и настойчивые попытки следователей обнаружить следы финансирования оппозиции за счет средств, шедших на проект "Сколково", заставляют всерьез беспокоиться за судьбу правительства Медведева. До сих пор большинство экспертов сходилось во мнении, что оно должно быть распущено после того, как примет на себя ответственность за непопулярные социальные решения и стагнацию экономики. Теперь возникает подозрение, что оно может быть еще и посажено. Просто потому, что такова логика классовой борьбы: чтобы доказывать свою эффективность, "охранителям" требуются все новые и новые угрозы. "Дело ЮКОСа", напомним, также началось с доклада нескольких политологов про заговор олигархов – как раз на прошлой неделе прогрессивная общественность торжественно справляла десятилетие с момента выхода этого выдающегося сочинения.
Тем временем вокруг фигуры опального экономиста произошло еще несколько знаменательных событий. Во-первых, Гуриев, отказавшийся от всех должностей, оказался все-таки избран в Совет директоров Сбербанка. Разумеется, Банк России, которому принадлежит большинство голосов, тут же поспешил заявить: он тут ни при чем. Действительно, Гуриева выбрали, можно сказать, по инерции: свою кандидатуру он отозвал уже после того, как миноритарии начали отдавать за него голоса. Нельзя сказать, что в Сбербанке не сделали попытки отменить такое решение. Но получили рекомендацию не делать этого от Федеральной службы по финансовым рынкам (которую, кстати, возглавляет старый соратник Алексея Кудрина Дмитрий Панкин – иными словами, самый что ни на есть "рыночный фундаменталист").
Не отпускают Гуриева и из экспертного совета при правительстве России. Премьер-министр Дмитрий Медведев через главу "открытого правительства" Михаила Абызова передал, что высоко оценивает работу Гуриева и сотрудничество с ним продолжится. Не заговор, конечно, однако некая "профессиональная солидарность" присутствует.
Объясняется она очень просто: по всем приметам, именно Медведев – главная мишень атаки на Гуриева, который входит в ближайшее окружение своего бывшего ученика, вице-премьера Аркадия Дворковича и, судя по всему, именно ему обязан значительным количеством своих титулов. Атаки на Медведева начались практически сразу после его переезда в Белый дом и носят все более настойчивый характер.
"Цена вопроса" – продвигаемая Медведева программа по либерализации экономики, которая подразумевает массовую распродажу госсобственности. Формально она была поддержана Путиным после его возвращения в Кремль, однако встречает яростное сопротивление со стороны "силовиков" в окружении президента. Именно этот клан контролирует львиную долю национальных ресурсов и активов и терять контроль над ними не намерен. К примеру, Росимущество настаивает на необходимости исключить из планов приватизации "Россельхозбанк".
Основная распродажа госактивов намечена на 2014 – 2016 гг., но сейчас уже нет никаких гарантий, что правительство Медведева, где собрались главные идеологи реформы, досидит до этого срока. Если "теория заговора" будет развиваться столь же ударными темпами, к 2016 г. они рискуют присоединиться к Ходорковскому, чье "третье дело", судя по всему, тоже на подходе.
Гуриев совсем не шутил, когда писал в Facebook, что лучше быть в Париже, чем в Краснокаменске.