ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Презентовали исследование в Российском православном университете на Новой площади. Как сообщила представитель "Среды" Алина Багрина, эта тема "очень сложная, рождающая много мифологем".
В ходе исследования были опрошены полторы тысячи россиян в разных регионах России. Им задавали всего два вопроса - "Какие определения лучше всего характеризуют РПЦ в настоящее время?" и "Какой вы хотели бы видеть РПЦ в будущем?".
Респондентам приходилось выбирать по 5 определений из 22. Максимум респондентов (30%) выбрали "помощь РПЦ людям", еще столько же - "сохранение традиций", 22% заметили в РПЦ "открытость, приветливость", 23% нравятся в церкви великолепные обряды и пышность богослужений.
Примерно 17% назвали церковь важной частью российской государственности. В будущем же россияне хотят видеть РПЦ небогатой, скромной, не склонной к стяжательству, не являющейся важной частью государственности, с менее пышными обрядами, но при этом помогающей людям, приветливой и занимающейся воспитанием молодежи и детей.
Удивило исследователей то, что практически никто из россиян не видит в РПЦ "духовной и мистической жизни" - таких нашлось всего 3%. "Причем и сейчас не видят, и в будущем видеть не хотят", - констатировала Алина Багрина. Не видят и не хотят видеть в РПЦ также сплоченности, подчинения патриарху, активной политической позиции.
Респонденты в ходе исследования были поделены на несколько групп - по возрасту, по политической принадлежности и, конечно, по отношению к РПЦ. По словам Алины Багриной, ВЦИОМ и прочие серьезные организации записывают в православные, в среднем, 80% респондентов. Но это, по словам Алины, скорее "этнокультурная принадлежность, а потом нам говорят: какие у вас 80% православных? У вас всего 2% причащаться ходят".
Вот и решила "Среда" заодно подсчитать, сколько у нас православных на самом деле. Оказалось, что раз в месяц и чаще в церковь ходят всего 8%, но зато относят себя к РПЦ 41% россиян. Остальные 40%, получается, православные, но к РПЦ себя не относят.
Больше всего православных - в телеаудитории. Среди тех, кто читает газеты и журналы, больше неверующих, а в интернет-аудитории преобладают "просто верующие либо просто христиане".
Вывод из всех этих опросов исследователи сделали такой: россиянам нужна церковь помогающая, скромная, открытая, непышная, то есть приближенная к западному образцу.
"На мистическую и духовную жизнь нет совсем запроса, разве только у самых богатых. Наибольших изменений от РПЦ ждут военные, сотрудники силовых структур, муниципальные управленцы и Северо-Кавказский федеральный округ", - подытожила Багрина.
После презентации опросов началась непосредственно дискуссия. Протоиерей Всеволод Чаплин отнесся к исследованию скептически. Он привел в пример Доренко, который по-разному задавал одни и те же вопросы и этим "менял мнение аудитории, как песочные часы".
"Мне кажется, нас сегодня пытаются убедить в том, что мы должны меняться, - сказал протоиерей. - Но мне кажется, что роль церкви заключается не в том, чтобы подстраиваться под общество, а в том, чтобы менять общество в соответствии с заповедями "Евангелия".
Всеволод Чаплин напомнил, что в этом и есть задача христианства - сделать мир другим, апостолы делали не то, что от них ждало общество, невзирая на то что за это их могли "оплевать и убить".
По словам протоиерея, христианство победило нацизм, победило СССР, победит и общество потребления. И сделает это, судя по всему, православие, потому что "все западные конфессии все время извиняются перед обществом: ой, извините, что мы еще здесь, ой, простите, нас уже скоро не будет".
Что же касается отношений РПЦ с властью, то задача церкви - создавать гармонию между разными общественными слоями, и точно так же "между властью и церковью должна быть симфония".
Не согласен оказался протоиерей и с бедностью церкви (впрочем, из опросов так и осталось непонятным, не хотят россияне богатства именно церкви или все же богатства священнослужителей?)
Всеволоду Чаплину, впрочем, не понравился ни тот, ни другой вариант. По его словам, на Западе произошло "оскудение духовенства, это связывают с целибатом, но на самом деле это следствие того, что священнослужители на Западе выдавлены в маргиналы".
Наш же православный священник "не должен быть, как гастарбайтер", он должен иметь доход выше среднего, а бедный священник - это позор для паствы, считает Всеволод Чаплин.