Школьникам объяснят причины развала СССР

Читать в полной версии →
Историю необходимо преподавать вариативно, чтобы ученики могли лучше понимать суть событий, считают в РАН. По мнению ученых, многие явления и личности советской эпохи сейчас изучаются несостоятельно


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В учебниках истории необходимы новые трактовки событий времен советской эпохи, включая Октябрьскую революцию и сталинские репрессии 1937 - 1938 годов. Кроме того, в пособиях для школьников большее внимание должно быть уделено событиям 2000 - 2012 годов. К такому выводу пришли ученые Института российской истории РАН, обсуждавшие проект историко-культурного стандарта для школьных учебников.

Под Октябрьской революции 1917 г. ученые предлагают подразумевать не "главное событие XX века", а "процесс", сообщил "Коммерсанту" заместитель директора Института российской истории Сергей Журавлев. Точно так же эксперты хотят оценивать и Февральскую революцию. Конкретную дату в феврале в учебник предложено записать как "переворот в феврале 1917 года", а 25 октября 1917 г. как "день начала гражданской войны и конец революции как процесса".

Что касается сталинских репрессий, то они, полагает Журавлев, "были правомерны в логике диктатуры пролетариата, которую установили в стране большевики", и не являются "спонтанным явлениям". Самого Сталина больше не хотят расценивать ни как "кровавого палача", ни как "эффективного менеджера". Предлагается и отказаться от понятий "сталинский социализм" и "десталинизация".

Все события, что относятся к времени правления Сталин, нужно подавать "вариативно", уверены историки. Поясняя свою позицию, они отметили, что сначала оправдывать сталинские репрессии, а потом отрицать их - несостоятельно.

Помимо этого, историки предложить ввести в курс, начиная с 1970-х гг. экономическую составляющую, чтобы школьники могли лучше понять суть "перестройки", причины развала СССР и "противоречивость" реформ Бориса Ельцина.

Вместе с тем, придя к согласию с другими своими коллегами, ученые нашли и повод для возмущения: их не устроило, что авторы историко-культурного стандарта хотят ограничить изучение школьниками предмета 2000 г. (данное предложение поступило ранее от Российского исторического общества). Ученые РАН, в свою очередь, считают, что история является еще и "воспитательной дисциплиной", поэтому период с 2000-го по 2012 г. придется в курс включить.


Обсудить на Facebook

Аркадий АЗАЕВ |
Выбор читателей