Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин напомнил, что Шойгу "были подняты вопросы развертывания Вооруженных сил – развернуты дополнительные силы на Дальнем Востоке, появляются новые радиолокационные станции". Особо он отметил кадровые перемены: "В Генштабе идет перестановка, подбираются новые кадры. <...> Там должны работать суперкадры, а не просто какие-то мальчики, которые папки туда-сюда носят".
Готовность Вооруженных сил за прошедший год выросла на порядок: "Практически охвачены за этот год все части и округа внезапными проверками. Если взять предысторию, внезапные проверки – это схема не новая, она еще в СССР себя оправдала, но с предыдущим министром оставалась в тени. Хотя именно такие проверки позволяют узнать реальное положение дел в Вооруженных силах", – считает Заварзин. Он напомнил, что верховный главнокомандующий участвовал во многих из этих мероприятий и по вопросам боевой готовности были сделаны надлежащие оргвыводы.
Один из больных вопросов армии – обучение. При Шойгу начали создавать центры обучения – они будут оснащены новейшими образцами военной техники и современными учебно-тренировочными тренажерами. "Так что вектор выбран правильно. Надо готовить бойца XXI века", – констатировал депутат.
Затем он напомнил об основных угрозах, прописанных в концепции развития Вооруженных сил, – это терроризм и расширение НАТО на Восток. "Давайте откровенно скажем: все-таки мы считаем это угрозой. Это не приближение инфраструктуры какой-то промышленной, каких-то предприятий. Дело в том, что, когда говорят, что приближение военной инфраструктуры к нашим рубежам не является угрозой, это самая, пожалуй, опасная вещь. Поэтому мы на этих направлениях должны создавать группировки, – сказал Заварзин. – Когда страны Запада разворачивают средства, включая средства противоракетной обороны, ближе к нашим рубежам, мы должны задуматься – какие средства мы должны развернуть на том или ином направлении?" Речь, по словам депутата, может идти, например, о развертывании ракетных комплексов "Искандер" на территории Калининградской области. Также Россия должна проводить программу по развертыванию дополнительных локационных средств, "особенно на востоке, да и на западе".
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров назвал главной заслугой Шойгу улучшение морально-психологического климата в армии. "Год назад был принят ряд решений. Было повышено денежное довольствие военнослужащих. Увеличились пенсии. Около 20 трлн руб. выделили на госпрограмму вооружений. Была принята программа модернизации. Но морально-психологический климат был низким. Это было реакцией не только на коррупционные схемы – генералы и офицеры не понимали многих решений, которые принимались министром обороны, и не понимали отношения к личному составу, который при Сердюкове называли "зелеными человечками".
Шойгу, по словам Озерова, смог "по-другому посмотреть на армию". За год он сформировал команду профессионалов и в семь раз увеличил набор курсантов – в этом году набрали 15,5 тысяч. Многое сделано для возвращения престижа службы в армии – это и танковый биатлон, и появление научных рот. "Уменьшение числа уклонистов и рост призывников с высшим образованием – это свидетельство того, что имидж армии повышается", – отметил Озеров.
После этого председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности предложил повысить министра обороны до вице-премьера.