Фото: globallookpress/ Alexei Druzhinin © |
Первым из участников саммита в Минск прибыл Петр Порошенко. Перед общей встречей он провел переговоры с Кэтрин Эштон, Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым. Владимир Путин прибыл одним из последних, воздержавшись от проведения двусторонних переговоров.
Рукопожатие Путина и Порошенко перед началом переговоров в общем формате вызвало некоторый оптимизм и надежду на то, что лидеры государств наедине обсудят ситуацию на Украине и планы прекращения войны. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев даже намекнул на острую необходимость такой двусторонней встречи "чтобы, глядя друг другу в глаза, понять, что происходит, и принять решение".
Впрочем, разговора двух президентов на тему прекращения огня на востоке Украины так и не произошло. Как отметил министр иностранных дел Украины Павел Климкин, Путин и Порошенко провели дискуссию. Однако, по его словам, разговор лидеров государств велся вокруг имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС. Призыв Порошенко рассмотреть его мирный план остался без ответа со стороны Путина.
Вместо этого, в своем публичном выступлении на общей встрече Путин говорил о сотрудничестве между ЕС, Украиной и Таможенным союзом. При этом, он не преминул напомнить о том, что возможные потери России от свободной торговли Украины и ЕС могут составить порядка 100 млрд рублей. По его мнению, менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с украинского рынка в Россию и другие страны Таможенного союза. "Россия в этой ситуации, конечно же, бездействовать не может", - отметил Путин.
По злободневному вопросу, связанному с Донбассом, президент ограничился стандартным заявлением о том, что ситуацию "нельзя разрешить путем дальнейшей эскалации силового сценария без учета насущных интересов юго-восточных регионов страны и без мирного диалога с их представителями".
Выступление Порошенко, как и следовало ожидать, была посвящено преимущественно политическому урегулированию военного кризиса. Президент всячески пытался возвести события на востоке страны в ранг международной проблемы глобального характера. По его словам, "сегодня в Минске, безусловно, решается судьба мира и судьба Европы".
Согласно мирному плану Порошенко, для стабилизации ситуации нужен эффективный контроль на российско-украинской границе и освобождение заложников. Он заявил о готовности обсуждать различные варианты, обеспечивающие выход из ситуации, позволяющие участникам кризиса "сохранить лицо". О том, на кого намекал президент говоря эти слова, догадаться было не сложно. Не удивительно, что после этих слов и призывов к установлению контроля на российско-украинской границе, инициативы Порошенко были фактически проигнорированы российским президентом.
Тема политического урегулирования на Украине была одной из главных и в выступлениях Кэтрин Эштон, а также президентов Белоруссии и Казахстана. Так, Назарбаева даже поддержал идею экономической помощи Донбассу. Однако даже это не привело к выработке каких-то конкретных решений по данному вопросу.
Таким образом, суммарный итог минской встречи сводится к тому, что российский президент не видит в Порошенко равного собеседника, с которым можно вести разговор о разрешении восточно-украинского кризиса. Недостаточный вес имеет в этом случае и ЕС. Следуя логике Путина, главным партнером, с которым можно будет вести переговоры, могут являться только США.
Все это может означать, что общая ситуация на Украине после минской встречи вряд ли изменится. Ополченцы и украинские силовики продолжат выяснять отношения силой оружия. При этом переговоры о мире с участием всех необходимых сторон могут случиться лишь после того, когда успехи одной из сторон станут полностью очевидными. По ситуации на сегодняшний день говорить об этом рано.