ФОТО: Артем Коротаев/ТАСС |
"Мне все говорят: вам, производителям, теперь хорошо от девальвации рубля. На самом деле говорить такие вещи просто смешно. Какое импортозамещение? Цена обслуживания кредитного портфеля выросла и все съела. Нам, конечно, не привыкать. Только не надо на правительственном уровне говорить, что девальвация - это поддержка отечественного производителя", - заявил генеральный директор ОАО "ЧЛМЗ" Владимир Боглаев.
В качестве приглашенного эксперта выступал японский экономист, исполнительный экс-директор МВФ Даисуке Котэгава. Он привел в пример деятельность Центробанка Японии: "Когда в 1997 году Таиланд, по совету МВФ, в целях сдерживания инфляции поднял ключевую ставку до 25%, вся тайская промышленность была уничтожена за 18 месяцев. В Японии с 1997 года нулевая ставка, и в экономике поэтому иная картина".
Заявления ЦБ РФ о намерении в случае дальнейшего падения рубля поднимать ставку Даисуке Котэгава назвал недальновидными. Коснулся он и деятельности валютных спекулянтов, которые, по словам президента РФ, намеренно ослабляют рубль. Оказалось, что с подобными спекуляциями с национальной валютой Япония тоже сталкивалась. Однако в этой стране со спекулянтами не церемонились: "Премьер сказал, что не намерен терпеть людей, которые устроили из Токийской биржи казино. У меня спросили список тех, кто должен сидеть в тюрьме. Я предоставил список". Японский экономист, исполнительный экс-директор МВФ дал совет Владимиру Путину: "Надо арестовывать этих дилеров. Власти должны вмешиваться, если государство страдает от спекулянтов… Это должны быть аресты и непредсказуемые действия. Как игра в футбол - чем непредсказуемее действия, тем больше шансов на выигрыш".
По его словам, после Второй мировой войны ЦБ Японии действовал настолько грамотно, что сыграл огромную роль в восстановлении народного хозяйства. Например, предоставлял беспроцентные кредиты важным инфраструктурным предприятиям. При участии финансов японского Центробанка была в свое время создана компания "Тойота".
Под мизерный процент или вообще без процентов выдавались деньги малому бизнесу. Сейчас, по словам Даисуке Котэгава, к сфере деятельности ЦБ Японии все это уже не относится: Центробанк, в основном, занимается вопросами инфляции. Но это не значит, что в Японии забросили поддержку реального сектора экономики - просто ее передали другим, специально созданным, финансовым институтам.
Что же касается борьбы с инфляцией российского Центробанка, то ею занимались так неграмотно, что лучше бы не занимались вовсе. Так, не соблюдался один из основных принципов - делать вливания с целью поддержания курса национальной валюты во время минимальных объемов торгов. Котэгава отметил, что если бы ЦБ продолжил в том же духе, то в кратчайшие сроки просадил бы все накопленные госрезервы. Японский экономист выразил надежду, что Россия последует его советам и будет распоряжаться финансами как послевоенная Япония.
Выступавшие следом российские эксперты также оказались недовольны политикой ЦБ. Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко упрекнул государство в том, что оно "делает вид, что поддерживает сельхозпроизводителя, а на самом деле поддерживает банковский сектор". Все выделяемые государством деньги сельхозпроизводители оставляют в банках. "Основная проблема - это стоимость кредитного ресурса", - заявил Даниленко.
В защиту российского Центробанка выступил только один эксперт - зампредседателя комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева: "Обвиняется ЦБ, а правительство - такая невинная овечка! Как будто правительство тут ни при чем". Она раскритиковала одного из выступавших в том, что "сам он голосовал за введение налогового маневра, этот маневр создаст такую инфляцию, с которой ругаемый вами ЦБ потом вынужден будет бороться". Депутат назвала участников дискуссии "пещерными патриотами", которые "опасны не меньше, чем пещерные либералы".