Накануне 45-й годовщины вступления в силу Договора о нераспространении ядерного оружия (5 марта) его перспективы обсудили в РИА "Новости" приглашенные эксперты.
По мнению старшего научного сотрудника Центра глобальных проблем и международных организаций Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Юрия Белоброва, России надо использовать договор в качества рычага давления на США. "И мы его уже используем", - подчеркнул эксперт, имея в виду недавние претензии главы МИД РФ Сергея Лаврова: он обвинил Штаты в том, что они не соблюдают статьи 1 и 2 Договора о нераспространении.
Но есть и более радикальный метод - по словам ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН Алексея Фененко, Россия в ответ может выйти из режима переговоров по ядерным программа Ирана и КНДР и не играть роль посредника.
Вот тогда-то Штаты и завертятся, как вошь на гребешке. "Если возникнут проблемы с нераспространением ядерного оружия, плохо ли это для нас? Если США столкнутся с такими проблемами в Южной Корее, отвлечет ли их это о нас? Будут ли они более готовы идти на компромисс? Я думаю, будут", - убежден Фененко.
Появление ядерного оружия у Южной Кореи и Японии задаст США "иную головоломку": "Тогда им уже вряд ли будет до российских интересов, и до ближайшего к нам пояса государств. А если они получат еще проблему с Ираном, то это еще больше ухудшит их ситуацию".
При таком раскладе Штаты сами начнут просить Кремль, чтобы Москва выступала посредником на переговорах с новыми ядерными державами. Западу станет не до Украины, а Россия сможет добиться компромисса, более соответствующего ее позиции, уверен Фененко.
Впрочем, директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков относится к таким радужным перспективам весьма осторожно: "Что касается торга, то мне это напоминает логику ребенка - пойду без шапки в минус 20 и назло родителям заболею. В наших ли интересах, чтобы в Южной Корее появилось ядерное оружие? С учетом того, что происходит на Севере, это не в наших интересах. И не в наших интересах, чтобы у нас на границах появилось ядерное оружие". По словам Хлопкова, на статус новых ядерных держав претендуют два граничащих с Россией государства.
Однако, уверен Фененко, "вопрос не в наших интересах, а в том, насколько это болезненно для нашего контрагента": "Надо четко объяснить Западу, что в ответ на санкции мы будем бить по болезненным для них точкам в сфере нераспространения. Например, договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний: нужен ли нам этот режим в нынешних условиях или лучше отказаться от него? Учитывая чувствительность европейской аудитории к подобным вещам, учитывая ее антиядерный настрой, мы еще посмотрим, насколько европейцы будут готовы вводить санкции, когда Россия начнет угрожать не экономическими мерами в ответ, а вот такими".
По мнению Фененко, доводы об отмороженных без шапки ушах работали пять лет назад. Теперь правила игры изменились. "С конца 2011 г. мы постепенно возвращаемся к логике игры с нулевой суммой", - подвел черту эксперт.
Впрочем, заместитель руководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Владимир Новиков также оказался "не сторонник таких подходов". По его мнению, чем больше неопределенности в мировой обстановке, тем выше вероятность катастроф. "Что в итоге США меньше будут давить на Россию, абсолютно не факт, - считает он. - Нас тогда будут обвинять еще и в этой проблеме, и опять на нас повесят всех собак".