В Госдуме усердно размышляют о том, как бы получить побольше денег с безработных граждан. В частности, предлагается лишить их обязательной медицинской страховки (ОМС) и заставить платить социальные взносы. Конечно, речь идет не о тех несчастных, кто и рад бы работать, да не может по тем или иным причинам. Нововведения не коснутся людей, которые официально числятся на бирже труда, и лиц, ухаживающих за инвалидами или пожилыми родственниками. Индульгенцию также выдадут домохозяйкам, офицерским женам, совершеннолетним студентам заочных отделений.
Расплатиться заставят тех, кто не работает без уважительной причины, но при этом получает какой-то доход (например, сдает квартиру), а также тех, кто работает неофициально - на себя или на чужого дядю, но в теневом секторе экономике. И если желание обложить налогами первую категорию выглядит вполне справедливым, то намерение фактически заставить работника рублем отвечать за недобросовестного работодателя выглядит весьма спорным.
Подобного рода предложения с завидной регулярностью возникали и в более благополучные, с точки зрения экономики, времена, и даже тогда эксперты говорили о бесперспективности в российских условиях попыток руками сотрудников заставить компании выйти из тени. Сейчас, в усложнившихся обстоятельствах, это еще менее реально. Многие граждане просто вынуждены идти работать в серый сектор, поскольку предложение в белом ограничено.
Впрочем, не все так печально на рынке труда, как казалось еще несколько месяцев назад. Две трети российских компаний не планируют в этом году сокращать персонал, выяснил РБК. В исследовании Hay Group говорится, что 41,5% компаний точно не планируют оптимизацию персонала, еще 25% будут действовать по ситуации. В феврале таких сомневающихся было 38%. "Можно предположить, что значительная часть компаний, которые смогли за это время принять решение, сделали это в пользу сохранения численности персонала", - делает вывод руководитель отдела исследований Hay Group Ирина Чернозубова.
Некоторые компании стараются оптимизировать расходы на персонал, не прибегая к сокращению численности. Они меняют график работы или сокращают рабочую неделю (16%), уменьшают или отменяют доплаты (10%), переводят работников на другие должности с понижением оклада (5%).
Положительную тенденцию отметили и специалисты исследовательского центра портала SuperJob.ru. По их данным, в апреле впервые с февраля произошел рост числа вакансий - их было размещено на 2% больше, чем в марте. Однако уровень спроса все равно оказался на 9% ниже, чем в апреле прошлого года.
Выросло также и количество резюме - на 4%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало больше на 21%. Конкурс за рабочие места достиг 4,4 резюме на вакансию, что немного больше мартовского уровня (4,3 резюме) и на треть (+33%) превышает уровень прошлогоднего апреля. Но вместе с тем произошло (опять же, впервые с начала года) снижение конкуренции среди безработных: конкурс среди нетрудоустроенных соискателей составил 2,9 резюме на вакансию, что на 17% меньше, чем месяцем ранее. Это говорит о том, что активнее искать новую - более выгодную и интересную - работу стали уже работающие граждане, которые, соответственно, сегодня чувствуют себя более уверенно не рынке труда, чем несколько месяцев назад.