Когда в товарищах согласья нет

Читать в полной версии →
Петербургский международный экономический форум продемонстрировал отсутствие согласия по важнейшим вопросам развития страны среди тех, кто определяет экономическую политику России

Тон дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) на этот раз задал Алексей Кудрин. В первый же день он заявил, что российская экономика находится в невесомости и живет за счет прошлого, тратя резервы.

Дискуссия о макроэкономической политике. Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Бывшему главе Минфина ответил действующий министр Антон Силуанов. "Правильно, Алексей Леонидович копил-копил Резервный фонд, а Силуанов тратит", - улыбаясь, сказал чиновник. И уже серьезно поинтересовался: а что, собственно, остается делать?

Можно, конечно, финансировать дефицит бюджета за счет заемных средств, объяснял Силуанов, но ведь долги придется отдавать. А на эти деньги набегут проценты, поэтому каждый следующий раз придется занимать все больше и больше, и повторится то, что уже в России было. Министр финансов не стал конкретизировать, но и так понятно, намекал на возможность дефолта, аналогичного тому, что сотрясал страну в 1998 году.

На второй день форума Антон Силуанов продолжил публичные умственные изыскания на тему того, как обустроить российский бюджет. Чтобы обезопасить его от скачков нефтяных цен, нужно ориентироваться на структурную цену сырья в $40-50, сказал министр.

На этот раз Силуанову оппонировал его личный друг, а именно глава Минэкономики Алексей Улюкаев. Он заявил, что такие идеи присущи некачественной системе управления, и процитировал булгаковского профессора Преображенского: "Разруха не в сортирах, а в головах". По поводу структурной цены, на которую должен ориентироваться бюджет, министр возразил, что шансов, что она будет выбрана правильно, ровно столько же, сколько встретить на улице зеленую обезьяну, 50 на 50.

Алексей Улюкаев - человек начитанный, в литературе разбирающийся и не чуждый удовольствия побаловаться пером. Его меткое выражение, пожалуй, применимо ко всем попыткам чиновников что-то поменять в российской экономике. Все равно цены на нефть либо вырастут, либо упадут. Либо встретится зеленая обезьяна, либо не встретится.

Кстати, такие мартышки существуют в природе. И шерсть у них действительно зеленоватого оттенка. Но это так, лирическое отступление, имеющее задачу напомнить, что врагов, как и друзей, следует знать в лицо.

Пока на деловом завтраке Сбербанка спорили Антон Германович с Алексеем Валентиновичем, на другой сессии форума выступал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Говорил он на свою, кажется, самую любимую тему, которая с подачи все того же классика именуется "квартирным вопросом".

Игорь Иванович, видимо, желал загладить свое предыдущее выступление, когда он заявил, что ему смешно, когда россияне покупают квартиры площадью в 20 метров. Теперь первый зам главы правительства сообщил, что такую недвижимость неправильно называть унизительным термином "эконом-жилье". А правильно следует называть эти метры "доступным жильем". В этот раз Шувалову смешно не было.

Заявление чиновника тоже в духе российских традиций. У нас постоянно появляются новые красивые термины и обороты. Мы занимаемся импортозамещением, ищем дно… С реальностью сложнее. Вот и западные СМИ, освящая ПМЭФ, основное внимание уделили не сделкам, а политическим заявлениям. Упрекнуть их в этом сложно, крупных прорывных контрактов на этом форуме подписано не было.

Что же касается слов, то тут по-настоящему, что называется, "зажег" все тот же Алексей Кудрин. Экс-министр, а ныне глава Центра стратегических разработок тоже побывал на деловом завтраке Сбербанка. Вообще-то мероприятие было посвящено нефти. И разговор в основном шел о ней, углеводородной.

Но Кудрин не упустил случая вновь упрекнуть действующие экономические власти. Алексей Леонидович пенял им за двукратную девальвацию национальной валюты, что по его словам - позор. Но мы-то помним, что и при Кудрине доллар скакнул с 23 до 36 рублей - с июля 2008 г. до февраля 2009-го (больше чем в полтора раза). Но это, видимо, был не позор.

Конечно, это был всемирный финансовый кризис, во время которого обвалились цены на нефть, а как следствие и рубль. Что очень хорошо показало, чего стоили все усилия российских экономических властей по модернизации экономики. Жаль, что раньше ни у кого не нашлось подходящего для этого словца. Глядишь, что-нибудь и изменилось бы. А впрочем, вряд ли.

Михаил АНТОНОВ |
Выбор читателей