Итальянская энергетическая компания Enel, которой принадлежит 56,4% в компании "Энел Россия", начала поиск покупателя на этот актив. Как пишут "Ведомости", интерес есть у российской "Интер РАО", которая уже в декабре может заключить сделку.
Фото: сайт компании Enel
Для Enel продажа доли в российской "дочке" убыточна. В 2007 г. она приобрела ее, заплатив 85 млрд руб., а сегодня, как подсчитали в "Ведомостях", исходя из котировок Московской биржи, этот пакет стоит 17,5 млрд рублей.
Для "Интер РАО" сделка выгодна. В 2012 г. она уступила консорциуму инвесторов 26% в "Энел Россия" за 19,3 млрд рублей. А намечающееся приобретение пакета Enel даст ей полный контроль над компанией.
Компания Enel пришла на волне роста интереса к российскому рынку. Как утверждает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, была обещана либерализация в сфере электроэнергетики, но сделано было далеко не все и не в срок. Затем в декабре 2014 г. произошла девальвация рубля, которая сильно отразилась на состоянии дочерней фирмы.
Сейчас, отмечает Порохова, заканчивается действие договоров о поставке мощности, которые обеспечивали возврат инвестиций, а перспективы российского рынка надежд не внушают. После продажи доли в "Энел Россия" у итальянской компании останется только 49,5% в "Русэнергосбыте", сбытовом СП с группой ЕСН, которое продает энергию главным образом РЖД.
Основная причина, по которой иностранные компании решают уходить с российского рынка, заключается в негативном тренде российской экономики. В минувшем году британская консалтинговая компания Global Counsel проанализировала финансовую отчетность 46 транснациональных компаний, в том числе BP, Royal Dutch Shell, Siemens, Deutsche Bank, и выяснила, что подавляющее большинство корпораций считают ситуацию в экономике России ухудшающейся, а наибольшую опасность представляет дешевеющий рубль. При этом большая часть компаний сообщила, что подумывает об уходе с российского рынка.
Озабоченность бизнеса вызывает также неожиданность решений российского правительства, которые часто ведут к убыткам. Представители зарубежных компаний подготовили доклад, согласно которому потери из-за санкций и других изменений, инициированных властями РФ, в 2014 г. составили €1,5 миллиарда.
Российский рынок в последние годы покинул один из крупнейших перестраховщиков в мире Munich Re. Производитель телефонов BlackBerry также закрыл московский офис. В январе прекратил полеты в Россию авиаперевозчик AirBerlin. В связи с законом, запрещающим трансляцию рекламы на платных каналах, компания Universal Networks International закрыла свои платные каналы в РФ. От российских активов избавилась крупнейшая металлургическая компания мира ArcelorMittal.
По оценкам "Коммерсанта", за последние два года из России ушло около 60 известных брендов и компаний - в полтора раза больше, чем во время кризиса 2008 года.
Неблагоприятные перспективы волнуют главным образом компании из сферы энергетики и финансов, а также информационных технологий и розничной торговли, и никак не касаются фармацевтики.
IT-компании, которых в России привлекали условия в отрасли, а также высокий уровень подготовки программистов, стали переводить бизнес в другие страны после того, как были приняты законы, касающиеся интернета, хранения персональных данных и приобретения иностранного программного обеспечения.
Так, Microsoft перевела разработку Skype, которая базировалась в Зеленограде, в Прагу. Российские программисты, работавшие на Google, переехали в США и Европу.
"Раньше IT было одной из самых незарегулированных отраслей в России, но в последние два года государство влезло в эту сферу, и многие из-за этого уезжают", - пояснил Антон Аграновский, основатель и генеральный