Новым министром обороны США может стать очередной "ястреб". Пока официальной информации о назначении на этот пост из Вашингтона не поступало, однако американские СМИ уже составили список наиболее вероятных кандидатур. И ни одна из них пока не вызывает даже сдержанного оптимизма.
Дональд Трамп и Джеймс Мэттис. Фото: DPA/ TASS
Кто же может стать следующим министром обороны? Кандидатов условно можно разделить на две большие группы: силовиков - выходцев из рядов армии и бюрократов - представителей Сената и администрации Белого дома.
Яркий представитель первой категории и одна из наиболее вероятных кандидатур на пост министра обороны - Джеймс Мэттис, 66-летний генерал Корпуса морской пехоты США. Суровые традиции американских морпехов сыграли решающую роль в формировании Мэттиса как человека и офицера. Он проявил себя хорошим, грамотным штабистом и исполнительным командиром.
Участие в боевых действиях Мэттис впервые принял во время вторжения американских войск в Афганистан, в ходе которого он возглавил оперативно-тактическую группу. Через некоторое время он командует 1-й дивизией корпуса Морской пехоты в Ираке, где самым ярким эпизодом стало его участие в первой битве за Фалуджу в 2004 году. Здесь Мэттис проявил себя еще и как человек, способный в случае необходимости не только применять силу, но и вести переговоры.
Впрочем, широкую известность генерал получил не за военные успехи, а за эксцентричные высказывания. Как-то он заявил, что убивать исламских фундаменталистов "чертовски весело". Вероятно, такая непосредственность пришлась по душе Трампу, который написал в своем Twitter, что это один из самых "генералистых генералов". Лозунг "Сделаем Америку снова великой" понятен и близок Мэттису, который понимает "величие" прежде всего как военное превосходство.
Он сторонник жесткой внешней линии и не намерен идти ни на какие компромиссы, когда речь идет о сохранении зон влияния США. Можно сказать, что Мэттис - воплощение новой редакции политики Рейгана-Тэтчер, главным содержанием которой было жесткое сдерживание СССР. Только теперь место Советского Союза занимает Россия.
Мэттис вместе с другими нагнетателями страстей неоднократно заявлял, что на Украине и в Крыму идет война, а действия Путина представляют собой главную угрозу для Европы. Он как будто сошел с пропагандистского плаката холодной войны, изображая "американскую военщину". Едва ли он будет удобным партнером на переговорах по ситуации на Украине, Ближнем Востоке и программе расширения ПРО в Европе.
Еще один кандидат из списка "силовиков" - Джозеф Келлог, отставной генерал-лейтенант, ветеран войны во Вьетнаме. Имидж Келлога создает ему популярность среди избирателей, поддержавших Трампа, - типичный американский герой с безупречной биографией и плакатной внешностью. Белый англосаксонский протестант. Во время операции "Буря в пустыне" Келлог был начальником штаба 82-й воздушно-десантной дивизии. Это одно из самых прославленных соединений американской армии, служба в котором считается очень почетной и открывает путь к военной или политической карьере.
Келлог преуспел на обоих поприщах - во время завершившейся недавно избирательной кампании он был советником Трампа по вопросам внешней политики. Несмотря на консервативные установки, генерал олицетворяет новый подход к военной стратегии. Долгое время он возглавлял Департамент по связи и компьютерному обеспечению Комитета главных штабов и не понаслышке знаком с концепцией "кибервойны". Поскольку будущее за высокими технологиями, опыт Келлога может быть весьма уместен на министерском посту.
Соратник Трампа по Республиканской партии и сенатор от Алабамы Джефф Сешнс - настоящий бюрократ. Он никогда не служил в армии и не принадлежит к американской военной элите, он сделал типичную американскую номенклатурную карьеру. Известен как один из самых консервативных политиков Америки, негативно относится к таким модным веяниям, как однополые браки и прием мигрантов. Сешнс сторонник сильного государства, которое доминирует на международной арене. Его взгляды вполне отвечают чаяниям высшего генералитета США и представителей военно-промышленного комплекса.
Именно Сешнс добился увеличения выплат семьям солдат, погибших в Ираке и Афганистане. Может быть, для военных он и не станет полностью своим человеком, но с военно-промышленным лобби он всегда сумеет договориться. Для огромных американских корпораций типа "Локхид" или "Нортроп-Грумман" эскалация локальных конфликтов всегда выражается в цифрах военных заказов.
Менее харизматичные фигуры, которых тоже прочат на пост министра обороны и которые также можно отнести к бюрократам, - Стивен Хэдли, Джим Талент и Келли Айотт. Это представители американской властной номенклатуры с очень схожими карьерами. Советники, сенаторы, одним словом, люди, которые не имеют опыта непосредственного управления внешней политикой и которые скорее привыкли участвовать в мозговых штурмах, чем брать на себя ответственность за принятие решений. Американские СМИ хоть и выделяют три приведенные здесь кандидатуры, но мало кто верит, что кто-то из них займет пост министра обороны.
Тем не менее всех вышеупомянутых кандидатов объединяют нескрываемые "ястребиные" настроения в отношении России. Даже самые "травоядные" на вид - Талент и Айотт - неоднократно говорили, что являются сторонниками жесткого курса. Так что за фигурами кабинетных теоретиков-интеллигентов скрываются агрессивные политики, не настроенные на компромиссы и модели мирного сосуществования.
Избрание президентом США Дональда Трампа было встречено в России с нескрываемым оптимизмом, местами переходящим в откровенную эйфорию. Трамп заявлял, что сумеет договориться с президентом Путиным и предлагал прекратить поддержку сирийской оппозиции, а вместо этого заняться совместной борьбой с "Исламским государством*" (запрещенная в России группировка). Недавние шаги американской администрации несколько отрезвили восторг по поводу "#трампнаш" - о снятии санкций из его уст пока не прозвучало ни слова, да и по Сирии пока не видно больших изменений.
По словам члена Ассоциации военных политологов Олега Глазунова, не стоит ждать от внешней политики США каких-то кардинальных изменений. Республиканцы, скорее всего, не будут действовать столь прямолинейно, как демократы. То есть вместо бряцания оружием у границ будут избраны более тонкие формы работы, например, игра на противоречиях между отдельными странами.
Вашингтон по-прежнему продолжает сжимать кольцо военных баз вокруг России. Этот процесс протекает хоть и не стремительно, но неуклонно, и едва ли Трамп захочет его прекратить. Так что надеяться, что произойдет очередная "перезагрузка", не стоит. Если вспомнить историю, то никакой "разрядки" и "перезагрузки" в отношениях России и США никогда не было. Все президенты США придерживаются одного курса, лишь иногда позволяя себе тактические маневры. Трамп, безусловно, не будет исключением. Все его заявления по вопросам внешней политики останутся в истории его избирательной кампании.
* Организация запрещена на территории РФ