Министерство труда и социальной защиты РФ готовит законопроект о новых правилах проведения опасных работ. Самые вредные для здоровья работы будут полностью запрещены - так государство повышает социальную защищенность персонала. Однако из-за этого десятки тысяч человек могут лишиться рабочих мест.
Фото: Дмитрий Феоктистов/ ТАСС
Поправки в Трудовой кодекс в скором времени будут внесены в правительство. До конца года планируется провести их через парламент. Переход к новой модели управления профессиональными рисками в области охраны труда будет предположительно завершен к концу 2018 года.
Предлагаемый подход означает, что работы самого высокого - четвертого - класса опасности попадут под полный запрет. Сейчас в этом классе в России трудятся порядка 40 тысяч человек - в основном в строительстве и нефтехимической промышленности. Этих людей придется либо уволить, либо сменить им профиль деятельности.
В остальном работодатель будет сам решать, как снижать уровень рисков на рабочих местах. Меры могут быть разные: от полного отказа от опасных работ до использования средств индивидуальной защиты. Так, защита сотрудников на вредном производстве станет более адресной и адекватной уровню опасности.
Запрет самых опасных работ поставит компанию перед выбором: отказаться от данного вида деятельности, чем лишить себя прибыли, либо вложиться в автоматизацию производства. Тем самым предлагаемые Минтруда поправки в законодательство стимулируют работодателя к улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах. В конечном итоге это повысит социальную защищенность работников.
Те производства, где уровень профессионального риска будет максимальным или превышающим допустимый, будут регулярно проверять инспекции труда. Если работодатель хочет снизить частоту проверок, ему придется сделать работу сотрудников более безопасной.
Модель управления рисками сменит традиционную систему охраны труда, разработанную еще в советское время. В те годы на всех предприятиях использовались одинаковые технологии и оборудование, а потому требования были общими для всех.
Еще одним недостатком нынешней системы является то, что она реагирует на уже случившиеся ЧП на производстве и регламентирует компенсацию причиненного вреда. Новые правила должны быть направлены на предупреждение чрезвычайных происшествий и профессиональных заболеваний.
Профсоюзные работники пока не определились со своим отношением к возможным новшествам. "Градация по рискам есть и сейчас, это так называемые списки вредности. Работники получают компенсацию за работу на вредных производствах. Если мы говорим о том, что необходимо разделить профессии по степени риска, нас волнует вопрос, каковы будут компенсации для работников", - заявил журналистам секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков.
По его словам, организация будет следить за тем, как государство решит вопрос с трудоустройством десятков тысяч работников, занятых сейчас на вредном производстве. Едва ли работодатели будут создавать для них новые места - гораздо проще людей попросту уволить.
Шершуков напомнил, что поставленную президентом задачу создать к 2020 г. 20 млн высокотехнологичных рабочих мест никто не снимал. Людей, уволенных со строек и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), можно было бы переподготовить и устроить по этой программе, отметил он.
Нефтяники согласны с Минтруда, что условия работы на так называемых малых НПЗ не выдерживают критики. "Ростехнадзор неоднократно проверял эти НПЗ и закрывал их именно из-за того, что там не соблюдались самые элементарные нормы охраны труда. Люди не только не имели специальной одежды и не были проинструктированы - они даже в принципе понятия не имели, какую опасность представляет это производство. Если будет ужесточение требований в этой сфере, мы как граждане будем это приветствовать", - отметили в компании "Транснефть".