По данным мониторинговой организации "Газовая инфраструктура Европы" (GIE), в мае закачка газа в европейские хранилища выросла до 21 млн кубометров в сутки. Это в полтора-два раза выше, чем в прошлом году. Как сообщает "EADaily", наиболее активно после прошедшей холодной зимы пополняют свои запасы Германия, Италия и Нидерланды. За минувший отопительный сезон страны ЕС потребили максимальное количество газа. Единственной страной, наращивающей сегодня поставки газа в Европу, является Россия.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Семенов
Главная причина возросшего спроса на топливо "Газпрома" - привлекательная цена. В апреле тысяча кубометров российского на границе с Германией обходилась $ 183. Цена американского СПГ, которым Евросоюз намерен замещать поставки "Газпрома", в феврале составляла $ 245 за тысячу кубометров.
Заметно увеличила поставки газа из России и Польша, неоднократно заявлявшая о сокращении поставок "Газпрома" и блокирующая российские газовые проекты в Европе. В апреле Польша заключила контракт с единственным пока американским экспортером СПГ, компанией Cheniere. По данным Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), цена безубыточности для американского СПГ в Польше - $ 266, в то время как российский газ обходится полякам в $ 195−213. Такая политика польских властей обернется польским потребителям дополнительными затратами, считает заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач.
Эксперты оценивают, как очень скромные, возможные объемы поставок СПГ в Польшу. В среднем один танкер СПГ может доставить единовременно 100−150 млн кубометров топлива – столько же в страну поставляется из России за 5−7 дней.
В Польше давно введено ограничение на поставки иностранного топлива – они не должны превышать 59% из одного источника. При этом доля поставок российского газа составила 75%. В прошлом году польская компания PGNiG заработала на низкой цене российского газа, увеличив свою прибыль на 50 процентов. При такой ценовой конъюнктуре заявления политиков о том, что контракт с российским "Газпромом" не будет продлен после 2021 года, выглядят неубедительно. На словах Варшава ищет новые источники поставок, а на деле использует все преимущества российского "голубого топлива".