Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который готовит правительство, приведет к очередному скачку цен. Бензин и дизельное топливо в результате преобразований подорожают несильно, зато цены на другие нефтепродукты резко возрастут. Это отразится на конечной стоимости многих товаров и услуг.
Законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли подготовило Министерство финансов РФ. В конце прошлой недели его разослали всем участникам процесса. Документ обсудят у вице-премьера Дмитрия Козака, потом в правительстве, после чего он поступит в Госдуму, передает "КоммерсантЪ".
Суть маневра заключается в снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля в течение 2019-2024 гг. с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых для нефти. В итоге экспорт станет более выгодным, а внутренние цены вырастут. Благодаря этому бюджет за шесть лет дополнительно получит 1,6 трлн рублей.
Чтобы смягчить удар по внутренним потребителям, крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы (у которых на производство бензина 5-го класса приходится более 10% объема переработки) получат отрицательный акциз на нефть. То есть государство им будет доплачивать по 3 тыс. рублей за каждую переработанную тонну сырья. У небольших заводов отрицательный акциз будет начисляться только на небольшой объем. Предприятия, которые не выпускают товарный бензин, такой поблажки не получат вообще. Так государство простимулирует заводы выпускать нужный внутреннему рынку бензин.
Вдобавок к этому НПЗ получат плавающий акциз. Если бензин на экспорт будет стоить дороже продаваемого на внутреннем рынке, государство выплатит заводам половину разницы в цене. Это вдвое сократит влияние колебаний нефтяных котировок или курса рубля на внутренние цены. Такой подход позволит сохранять оптовые цены на низком уровне, а значит, автолюбители также будут застрахованы от подорожания. Если бы такой механизм работал уже сейчас, столь резкого подорожания бензина на АЗС, как в последние месяцы, не произошло.
Благодаря налоговому маневру оптовые цены на бензин вырастут всего лишь на 400 рублей на тонну в год (0,8%, или примерно по 30 копеек за литр). Зато другие нефтепродукты – мазут, битум, судовое топливо, авиационный керосин – подорожают в полтора раза и более. Простых автомобилистов это не затронет, зато повлияет на всю экономику в целом и приведет к повышению цен по многим направлениям.
Подорожание топлива для кораблей и самолетов приведет к повышению стоимости пассажироперевозок и транспортировки грузов. Дополнительные расходы будут заложены в конечную стоимость товаров. Дорогой битум, который используется, например, при строительстве дорог, поднимет стоимость каждого километра новых трасс.
Но представители нефтяных компаний успокаивают, что последствия не будут такими уж страшными. Цены на авиакеросин в любом случае невозможно повысить с текущих уровней, так как тогда иностранные авиакомпании перестанут заправляться в РФ. По судовому топливу правительство наверняка даст отдельную субсидию, что позволит удержать цены. А дорогой битум будет скомпенсирован выделением 3 трлн рублей на дорожную инфраструктуру через спецфонд в течение ближайших шести лет.
Между тем у маневра остается стратегическая проблема. Нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки либо на увеличение внутренних цен, либо на сокращение собственной прибыли. В первом случае это приведет к недовольству населения и властей. Чиновники уже угрожают нефтяникам принудительно заморозить цены на АЗС и поднять экспортные пошлины, что выглядит странно, поскольку в ходе маневра власти хотят избавиться от пошлин. Во втором случае некоторые НПЗ станут операционно убыточными. Тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах.