Группа медицинских исследователей из США тщательно подошла к изучению депрессивных расстройств, эпидемия которых захлестнула весь мир. У депрессии и тревоги так много разнообразных симптомов, что врачам трудно, а порой невозможно определить биологические маркеры для подбора правильной терапии.
Чтобы найти противоядие от тяжкого недуга, ученые тщательно классифицировали симптомы и проявления болезни по типам. Оказалось, что всего существует пять видов депрессии и тревоги. Результаты работы доктора медицины Кимберли Энн Йонкерс и ее коллег опубликованы в "Журнале Американской медицинской ассоциации".
Ученые изучили истории болезни 420 человек, у которых было диагностировано большое депрессивное расстройство. На основе наблюдения за специфическими симптомами и фиксирования активности в разных областях мозга исследователи выделили следующие типы заболевания: напряжение, тревожное возбуждение, общее беспокойство, ангедония (неспособность чувствовать удовольствие) и меланхолия.
Участники исследования прошли серии тестов, а ученые также изучили повседневное поведение пациентов, оценили их способности к выстраиванию социальных связей и проанализировали их общие планы на жизнь. Это позволило не только распределить пациентов по типам заболевания, но и описать каждый из видов депрессии.
Так, напряжение характеризуется высокой раздражительностью и переполнением эмоций, нервная система становится гиперчувствительной. При тревожном возбуждении человек теряет концентрацию, у него нарушаются познавательные функции, наблюдаются физические проявления (учащенное сердцебиение, потливость). При меланхолии люди, как правило, испытывают проблемы с социальным поведением.
Ангедония позволяет людям нормально функционировать, поэтому многие врачи не считают такое состояние депрессивным. Однако ангедонист неспособен получать удовольствие от жизни и от этого находится в стрессовом состоянии. При общем беспокойстве человек постоянно испытывает тревогу.
В исследовании говорится, что депрессия и тревога - одни из главных причин потери производительности во всем мире. При этом только треть пациентов восстанавливаются после лечения. Авторы исследования считают, что классификация позволит врачам делать правильный выбор индивидуального лечения.