Инвесторы полюбили коммерческую недвижимость

По данным ряда исследований рынка, с начала 2013 года рост инвестиций в коммерческую недвижимость Москвы составил более 40%, и в настоящее время наблюдается их дальнейшее увеличение




По данным ряда исследований рынка, с начала 2013 г. рост инвестиций в коммерческую недвижимость Москвы составил более 40%, и в настоящее время наблюдается их дальнейшее увеличение, причем в прошлом квартале это происходило, в основном, за счет закрытия крупных сделок. Осень характеризовалась увеличением объема торговых площадей за счет ввода ряда ожидаемых объектов коммерческой недвижимости. При этом формат введенных осенью 2013 г. объектов наглядно отражает ставку девелоперов на определенный уровень покупателей - это, прежде всего, средний класс, который может позволить себе приобрести качественные товары, однако при этом следует за разумной ценовой политикой, а также предпочитает сетевые магазины. В то же время сохраняется у девелоперов интерес и к объектам класса B в центре Москвы, и основные надежды возлагаются на объекты редевелопмента.

Примером тенденции роста коммерческой недвижимости Москвы может служить Группа компаний Imagine, которая в этом году успешно ввела ряд знаковых для рынка объектов: суперокружной ТЦ "Конфетти" на Нагатинской улице, ТОЦ "Лето" на проспекте Вернадского, торгово-выставочный комплекс "Мандарин" на Монтажной улице и комплекс "Юсупов двор" на Садовой-Черногрязской улице Всего компанией было введено 110 168 кв. м коммерческих площадей.

Основным достоинством торговых и деловых центров для потенциальных инвесторов по-прежнему остается расположение, делающее объект доступным для посетителей и удобным в логистике. Фактор location является ключевым в вопросе окупаемости и востребованности проекта - и чем большие возможности предоставляет транспортная инфраструктура, тем более быструю отдачу дает инвестирование в коммерческие площади. С этой точки зрения все объекты компании Imagine Estate, которые были введены в прошлом году, отвечают высоким требованиям современных инвесторов.

Так, целевой аудиторией Торгово-офисного центра "Лето" являются жители элитных домов юго-запада Москвы и крупные банковские учреждения, открывающие в бизнес-центре свои back-офисы. Центр мебели и ремонта "Мандарин" расположен в непосредственной близости от МКАД, Открытого и Щелковского шоссе и рассчитан на 250 тысяч человек, проживающих в соседних районах: Метрогородок, Гольяново, Измайлово. Крайне удачное место было выбрано для торговых центров под общим названием MetroMall, которые в настоящее время находятся в стадии запуска - их основным преимуществом является то, что центры тесно связаны с торговым пространством у станций метро. Традиционно подобные объекты рассчитаны не только на жителей близлежащего жилого массива, но и на трафик пользующихся самым популярным общественным транспортом. Именно расположение, наряду с архитектурной концепцией, стало одним из главных достоинств комплекса "Юсупов двор".

Еще одним ключевым фактором при выборе объекта торговой недвижимости считается выбор "якорей", которые смогут сформировать основной покупательский поток и в результате - повысить посещаемость магазинов. В суперокружном ТЦ "Конфетти" на Нагатинской улице якорными арендаторами стали супермаркеты "Перекресток" и "Дети" (в соответствии с этим заполнились и торговые галереи: товары для детей и хозтовары), а в торгово-выставочном комплексе "Мандарин" якорем выступила "Марка мебели". Помимо этого, за счет сочетания различных форматов коммерческих площадей, в комплексе работает эффект синергии, увеличивающий потоки посетителей за счет привлечения различных категорий покупателей.

В будущем, 2014-м, году эксперты рынка ожидают увеличения интереса инвесторов к объектам коммерческой недвижимости, что будет связано с продолжением пересмотра возможных инструментов для инвестировании в условиях нестабильной экономики. В связи с этим довольно заметной тенденцией может стать и дальнейший рост объема качественных предложений коммерческой недвижимости. На сегодняшний день известно о вводе ряда инвестиционно привлекательных, интересных для покупателей и арендаторов проектов.

Imagine Estate является одной из компаний, которые и формируют этот тренд - за счет подготовки к открытию нескольких значимых объектов: Petrovsky Apart House, ТЦ Акварель и "Прага". Всего в следующем году компания планирует вывести на столичный рынок более 80 тыс. кв. м коммерческих площадей, среди которых - 50 тыс. кв. м торговых, 25 тыс. кв. м офисных, а также 8 тыс. 200 кв. м апартаментов - формата, стремительно набирающего популярность на московском рынке. Можно отметить хорошие перспективы развития компании в будущем году не только благодаря учету тенденций рынка, но и за счет ставки в работе на опережение.

В будущем году Imagine Estate планирует завершить работу и ввести в эксплуатацию ТЦ "Прага" в Россошанском проезде, который станет преемником знаменитого универмага, филиала ГУМа. В двух минутах ходьбы от станции метро "Войковская" запланировано открытие специализированного детского ТРЦ Baby Store.

Помимо торговых площадей Imagine Estate планирует также ввод и ряда высококачественных офисных площадей, в частности - бизнес-центра с апартаментами и торговой галереей Riverdale, выполненного в духе американского лофта. Дополнительным преимуществом проекта является собственный причал, который будет оборудован рядом со зданием на Павелецкой набережной. "Изюминкой" еще одного проекта апартаментов - Petrovsky Apart House - станут террасы.

В 2014 г. девелоперы будут обращать еще большее внимание на нестандартные объекты недвижимости, повышая их привлекательность за счет новых форматов, включения необычной развлекательной составляющей. Этот тренд в будущем году будет поддержан реализацией в Огородном проезде нового торгового центра с торговлей "под открытым небом". Особенность архитектурного проекта - панорамный купол, который закроет всю торговую галерею, обеспечив ей одновременно защиту от осадков и инсоляцию.

На региональном рынке торговой недвижимости в будущем году также ожидается ряд перспективных проектов. Заметной тенденцией в регионах в настоящее время является их максимальное приближение к уровню столичных ТЦ. Ожидается появление новых качественных объектов - таких, как "Республика" в Казани, первого и единственного специализированного торгово-развлекательного центра городского масштаба. Ввод подобных значимых объектов - как на столичном рынке, так и в регионах - еще более упрочит позиции Группы компаний Imagine в 2014 году.

Выбор читателей