Таблетки и алкоголь вытряхивают карманы

В прошлом году лидерами по росту выручки среди розничных торговцев стали аптеки, алкомаркеты и магазины продуктов для здорового питания. Крупные продовольственные сети постепенно сдают позиции и закрываются

Жители России стали больше тратить на спиртное, лекарства и продукты для здорового питания. Магазины, продающие эти виды товаров, показали самый активный рост выручки по сравнению с другими сегментами ретейла. Об этом свидетельствует рейтинг крупнейших розничных компаний по итогам 2016 г., подготовленный Infoline. 

Фото: J. Pfeiffer/ Global Look

В прошлом году самой быстрорастущей розничной сетью в России стала сеть аптек "Неофарм", которая управляет брендами "Неофарм" и "Столички". Компания увеличила выручку на 97% - до 15,4 млрд руб. без НДС и до 17 млрд с НДС, передает "КоммерсантЪ".

Гендиректор "Неофарм" Евгений Нифантьев пояснил, что такого результата удалось достичь за счет органического развития и выхода в новые регионы. В прошлом году ретейлер увеличил число объектов на 100. В этом году планируется открыть еще 130 аптек, увеличив количество регионов присутствия до десяти, а выручку на 55-60%.По словам Нифантьева, в последние годы низкие цены на лекарства стали особенно актуальны, поэтому локомотивом в развитии компании являются социальные аптеки "Столички".

Почетное второе место в рейтинге ретейлеров заняла аптечная сеть "Планета здоровья". Ее оборот увеличился на 76,6% - до 23,1 млрд рублей. На пятки продавцам медицинских снадобий наступают торговцы выпивкой. Алкомаркет "Красное и белое" занял третье место по темпам роста, увеличив выручку на 75,8% - до 145 млрд рублей. Продовольственная сеть "Вкусвилл", которая торгует продуктами для здорового питания, расположилась следом: рост выручки на 68,7% - до 20,8 млрд рублей.

Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров объяснил успех аптечных ретейлеров тем, что в прошлом году этот рынок демонстрировал тенденцию консолидации. Лидерские позиции "Красного и белого" и "Вкусвилла" подтверждают потенциал развития и роста доли специализированной розницы на рынке товаров повседневного спроса, добавил аналитик.

В целом розничные сети провели год с переменным успехом. Средний прирост выручки крупнейших сетей составил 15,7%. Отрицательную динамику оборота показал каждый пятый ретейлер - 21 компания из 100.

Лидером падения стало петербургское ООО "Любавушка", которое управляет сетями "Полушка", "Е-да!", "Лайм", "Всенародный". Компания снизила выручку на 19,6% - до 16,8 млрд рублей.

Заметное снижение продемонстрировал также "Седьмой континент", снизивший выручку на 18,6% - до 40,4 млрд рублей. Собственник ретейлера Александр Занадворов пояснил, что в прошлом году компания закрыла все магазины в арендованных у третьих лиц помещениях. В рамках оптимизации бизнеса торговля теперь ведется только в помещениях, которые находятся в собственности "МКапитал" - материнской структуры "Седьмого континента". Это менее рискованно, учитывая неопределенность перспектив улучшения покупательской способности населения, добавил Занадворов.

"Полушка" и "Седьмой континент" в последнее время заметно проигрывают конкурентам - "Магниту", X5 Retail Group, "Ленте", "Дикси" и другим. Петербургскому ретейлеру особенно сложно в связи с завершением реконструкции магазинов и активизации органического роста сети "Пятерочка" в Северной столице, пояснили в Infoline.

Выбор читателей