"Мертвые души" в соцсетях приносят миллионы

Продажа фейковых лайков превратилась в прибыльный бизнес. С их помощью бизнесмены продвигают свои продукты, а простые пользователи получают социальное поощрение, которого им недостает в реальной жизни

Блогеры и средства массовой информации заметили автомат по продаже лайков в социальных сетях, который еще год назад установили в одном из столичных торговых центров. Специалисты по цифровым технологиям считают, что такая услуга рассчитана на индивидуальных пользователей, которые хотят за счет внимания в соцсетях потешить свое эго. В то же время продажа "мертвых душ" в интернете - популярный и доходный бизнес.

Фото: Andrey Arkusha/ Global Look

"Лайкомат" в центре Москвы предприниматели Аяз Шабутдинов и Назир Юсифов установили примерно год назад. А их проект Snatap, посвященный продаже лайков от "мертвых душ", стартовал еще раньше, в 2015 году. По словам создателей сервиса, получившего популярность, аппарат приносит в месяц в среднем 115 - 120 тыс. рублей.

Специалисты на рынке SMM говорят, что "мертвые души" в социальных сетях пользуются огромным спросом. "В России этот рынок просто огромен. Те, кто серьезно крутятся в этом бизнесе, зарабатывают буквально миллионы", - рассказал изданию "Мослента" разработчик сервиса по накрутке подписчиков Борис.

Клиентами подобных сервисов являются либо бизнесмены, которые хотят за счет "мертвых душ" искусственно поднять популярность своего продукта в глазах "живых" потребителей, либо частные клиенты, которые тем самым хотят потешить самолюбие. Кроме того, самые "залайканные" пользователи попадают в топ-списки в Instagram, YouTube и других социальных сетях. Это приносит бизнес-аккаунтам реальных клиентов, а частным лицам - дополнительную славу и популярность.

Цена на услугу стандартная у всех поставщиков - около 200 руб. за 1 тыс. фальшивых лайков. Правда, в основном, "мертвых душ" покупают не через вендинговые аппараты, а онлайн. Ничего противозаконного в подобном бизнесе нет. С накруткой борются разве что сами соцсети через внутренние алгоритмы.

Чтобы замаскироваться под живого человека и не попасть в бан, "мертвые души" научились притворяться реальными пользователями: они сами заводят аккаунты, загружают туда контент и даже делают вид, что пролистывают ленту. Иногда фальшивые лайки за вознаграждение действительно приобретаются у живых людей, но масштабы у этого явления куда меньше.

Digital-антрополог Дарья Радченко полагает, что автомат по продаже лайков нацелен на рядовых пользователей, поскольку предприниматели приобретают "мертвых душ" через специализированные сервисы в интернете. По словам специалиста, накрутка лайков и покупка фейковых друзей - это попытка накопить "социальный капитал", ведь лайки и френды - "это выражение того, что человека в обществе замечают, его одобряют".

Для молодого поколения взаимоотношения в интернете отзеркаливается в реальную жизнь и имеет такую же ценность, как живое общение. "По крайней мере, в среде детей и молодежи лайк действительно оказывается серьезной позицией в коммуникации, некоторым реальным средством выразить свое отношение", - заключила Радченко.

Стремление стать "залайканным" психолог Ольга Юрковская объясняет базовой потребностью человека "быть значимым и признаваться членами референтной группы". "В древние времена человек, которого отвергало племя, не выживал, так как это было физически невозможно. Даже в более поздние времена, когда человека выгоняли за пределы деревни, были очень большие шансы погибнуть", - объясняет специалист. В век цифровых технологий изгоем становится тот, чьи посты получают недостаточно внимания.

По словам Юрковской, лайки воспринимаются как некий ресурс, за которым охотятся люди, потому что в них живет убеждение, что большое число ресурсов - признак успеха. При этом почти никого не смущает, что между реальной успешностью и обилием лайков лежит огромная пропасть.

Для некоторых пользователей одобрение в интернете - это способ восполнить недостающую социальную значимость в реальной жизни, добавила психолог. К тому же жажду лайков можно объяснить химически: за них мозг награждает нас эндорфинами. Что же касается фейковых лайков, то Юрковская считает, что большое значение им придают лишь инфантильные и зависимые люди.

Выбор читателей