Накануне Евросоюз продлил антироссийские секторальные санкции. Они останутся в силе как минимум до конца июля будущего года. Под удар попали госбанки, нефтегазовые компании и, конечно, предприятия военно-промышленного комплекса. Но это еще не все. Как заявил помощник президента по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин, в январе новые санкции против российской "оборонки" введут уже США.
"Пытаются ломать буквально через колено людей, чтобы заставить их отказаться от приобретения нашего оружия", – сказал чиновник.
Ранее в черный список США попал целый ряд ведущих российских производителей вооружения и военной техники. Летом президент Дональд Трамп подписал закон "О противодействии противниками Америки через санкции" против России, Ирана и КНДР. А уже 26 октября стал известен список компаний, за "значительные" транзакции с которыми могут быть введены санкции. Администрация США грозится применить их в том числе против юридических и физических лиц из третьих стран, которые сотрудничают с российской "оборонкой".
В перечень вошли 33 предприятия, среди них "МиГ", "Сухой", "Ижмаш", "Калашников", Объединенная авиастроительная корпорация, Ростех, Рособоронэкспорт, "Туполев", "Адмиралтейские верфи", "Алмаз-Антей", "Уралвагонзавод", "Вертолеты России", "Высокоточные комплексы" и другие. По сути, все столпы отечественного ВПК.
По данным Минпрома, в этом году экспорт вооружений и техники составит $14 млрд, и количество стран-покупательниц превысит сотню. Среди основных покупателей Индия, Ирак, Египет, Китай, Вьетнам, Алжир, а также ряд стран Африки и Латинской Америки. Смогут ли США "переломить их через колено" и заставить отказаться от проверенного российского оружия?
По мнению главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, санкции, несомненно, ухудшают имидж России. В первую очередь они коснутся финансовых институтов, в том числе банков, обеспечивающих сделки с покупателями.
"Придется создавать более сложные схемы, а это уже издержки. В результате санкции могут стать дополнительным фактором не в пользу России во время принятия решения", - рассказал "Утру" эксперт.
С другой стороны, если США захотят запретить третьей стране приобретать у России оружие, это может привести к "дипломатической войне" с потенциальным покупателем. Надо ли это США - это уже другой вопрос. Легко представить гнев Эрдогана, если бы США начали более активно препятствовать приобретению Турцией российских дивизионов С-400. В Пентагоне лишь заявили, что они не впишутся в систему НАТО, и при этом было подчеркнуто, что это "суверенное решение" Анкары.
Теоретически Вашингтон может повлиять на Индию, которая все чаще предъявляет претензии по качеству к российским самолетам. Другой тревожный звоночек - до сих пор не подписанный контракт на поставку вертолетов Ка-52К "Катран", под которые специально "заточены" так и не ставшие российскими, кстати, тоже из-за санкций, "Мистрали". Не без труда удалось поставить индийцам два фрегата проекта 11356 без двигателей, которые производят на украинском ГП "Зоря-Машпроект". Дели решил закупить газотурбины в Николаеве самостоятельно. А ведь в Киеве могли пойти на принцип и запретить продавать индийцам двигатели. Нельзя забывать и о поставках в Индию танков Т-90С. Периодически Дели предъявляет претензии по контракту, но эти вопросы решаются.
По словам Фролова, после введения санкций уже было несколько случаев, когда поставки не выполнялись даже при подписанных контрактах. Покупать российское оружие просто стало сложнее. И теперь все будет зависеть от множества факторов и дипломатического искусства.
Пока Москве удается держать планку. Как заявил в интервью газете "Красная звезда" заместитель министра обороны Александр Фомин, после сирийской кампании спрос на русское оружие значительно вырос и теперь портфель заказов сформирован на несколько лет вперед. По данным Федеральной службы военно-технического сотрудничества (ФСВТС), он составляет порядка $47-50 миллиардов. Но обернутся ли все эти заказы твердыми контрактами, это уже другой вопрос.